Найти тему

Александр Иванович Волчков (1914-2001) – художник, не писавший войну

Александр Иванович любил говорить о своей жизни словами Ивана Бунина: «Жизнь как степь – пуста и велика». Судьба этого человека трагична и интересна. Пройдя ад концлагерей, тяжелую, полную скитаний послевоенную жизнь, он не утратил, веру в людей, не растерял себя как художник и человек.

А.И. Волчков . 1935 г.
А.И. Волчков . 1935 г.

А все началось с обычной жизни обычного мальчика. Родился Александр Иванович в Москве 22 марта 1914 г. в семье, состоящей из 5 детей, но детство провел на хуторе в Калужской губернии. Жили зажиточно. Мать портниха, отец участник 3-х войн, в войну 1914 г. закончил школу прапорщиков и дослужился до штабс-капитана, Георгиевский кавалер, в гражданскую воевал на стороне Советов, в Великую был ранен дважды и погиб в 1943 г. Он оказал большое влияние на сына, как художника, так как сам был человеком широких взглядов, неплохо музицировал и рисовал. Его отец Михаил Петрович Волчков (дед Саши) жил в Москве, был извозчиком-лихачем, несмотря на свою малограмотность, дал возможность Сашиному отцу закончить реальное училище. Пройдет время и в жизни Саши благодаря Михаилу Петровичу произойдет судьбоносная встреча.

Улица в Раменском. 1970-е гг. к.м. 48,1х59,9
Улица в Раменском. 1970-е гг. к.м. 48,1х59,9

Унаследовав способности отца, маленький Саша рано стал рисовать. Когда приезжал в Москву, часто с бабушкой ходил в храм, она поклоны бьет, а он по стенам смотрит, ликами Христа и Святых любуется, а креститься забывает. Вот бабушка и говорит: «Не возьму тебя более в храм, ты не молишься, только картинки разглядываешь». А он, оказавшись дома, брал в руки карандаш и рисовал Святых по памяти. Особую любовь питал Саша к лошадям, мог часами наблюдать за ними, ухаживать, рисовать – эту привязанность он унаследовал от деда. В восьмилетнем возрасте был такой курьез. Александр Иванович приехал на каникулы к деду в Москву и дед восхитясь способностями внука решил показать его художнику Виктору Васнецову (это было в 1922 г.). Его встретил приветливый старичок, посмотрел рисунки и посоветовал вначале учиться грамоте, а талант придет сам в зависимости от способности человека.

Полевые цветы. 1960-е гг. к.м. 35х48
Полевые цветы. 1960-е гг. к.м. 35х48

После окончания семилетки в 1929 г. Саша с семьей приезжает в Москву поступает на рабфак. В 1930 г. пробует поступать в ВХУТЕМАС, но не проходит по конкурсу и отдает документы в медицинский институт. Здесь он сталкивается с замечательным профессором анатомии, который показывая каждую косточку говорил: «Посмотрите, как это разумно!». Этого профессора, который сгинул в сталинских лагерях и его словечко «разумно» Александр Иванович будет помнить всю жизнь. Но любовь к краскам и холсту заставила бросить институт и в 1931 г. поступить в Высшую художественную студию им. Н.К.Крупской, а потом в Пензенское художественное училище им. Савицкого, где преподавал замечательный художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, ученик Ильи Ефимовича Репина и Аристарха Васильевича Лентулова. Вскоре Волчков возвращается в Москву и учится у известного художника Константина Федоровича Юона в Высшей художественной студии. В 1934 г. Александра Ивановича призывают в армию. Служба проходила в доме Красной армии по художественному оформлению. После службы в 1936 г. Волчков продолжает занятия у Юона и одновременно преподает в художественной студии при клубе Военного завода в Долгопрудном Московской области.

Плес. 1973 г. к.м. 26,5х36
Плес. 1973 г. к.м. 26,5х36

Когда началась война Александр Иванович, несмотря на бронь, ушел добровольцем. В 27 лет стал командиром взвода и 5 июля 1941 г. в составе Пятой Московской дивизии ушел защищать Москву. Два месяца добровольцы, а именно из них формировалась дивизия, рыли окопы, потом им раздали оружие. Александр Иванович вспоминал, как им дали автоматы ППШ такие, что бывало, затвор на место не возвращался, приходилось передергивать. Его взводу под г. Холм Новгородской области была дана задача, любой ценой взять высоту, а у мальчишек в руках злополучные ППШ. У этой высоты Александр Иванович был ранен и попал в плен. Шел 1942 г.

Когда его полк еще стоял в д. Семеновское, перед строем расстреляли троих, бежавших из немецкого плена. «Они кричали: «За что? Ведь мы же бежали оттуда» - а им ответили: «Почему без оружия? Где оружие?» он запомнил это, но попав в плен бежал. Ночью вынули решетки из окна, и, одевшись в гражданское, они с другом Лешей бежали. Как вспоминает Александр Иванович: «все было как во сне..». Но по дороге беглецы наткнулись на немецкий патруль и опять за решетку. Второй раз Волчков бежал из лагеря в небольшом немецком городке Глюкштадт (территория Германии), побег был неудачен и снова концлагерь. В третий раз Александр Иванович со своим напарником бежал из концлагеря Нойенгамме, где бил щебенку, ударив охранника лопатой по голове. За этот побег ему на грудь нашили черный кружок как смертнику и отправили в лагерь смерти Берген-Бейзен. В этом лагере умирали сотнями. Хоронить заставляли пленных. И он с товарищами хоронил их в ямах, мучительно долго подтаскивая крючьями, а сзади подгоняли автоматчики. Этот страшный путь он запомнил на всегда, а еще остался номер и злополучное число «15» которое надо было говорить по-немецки, а у него получалось «50», за что часто получал от надзирателя по зубам.

После освобождения в 1945 г. английскими солдатами, долгое время лечился с диагнозом «Истощение 2-й степени», вес был 40 кг. Несмотря на ужасные рассказы о судьбах бывших военнопленных Волчков рискнул вернуться на Родину. После всех проверок ему разрешили жить в Дмитрове Подмосковье.

Первой послевоенной картиной стала «Тройка» или «уборка трупов». На большом полотне были изображены трое изможденных пленных в полосатой одежде тащивших крючьями мертвого товарища к яме. Александр Иванович показал картину художнику А.М. Герасимову, который сказал: «Время кончилось писать трупы, нужно писать жизнь, здоровую, радостную. Люди устали от войны и смерти». И «Тройка» была убрана за шкаф. С тех пор вся живопись А.И. Волчкова пронизана светом, яркими красками, улыбками людей и любовью к родному Подмосковью.

В Дмитрове пришлось проработать недолго, зависть некоторых из коллег обернулась доносом. Спас его офицер КГБ, который рассказал о доносе и посоветовал Александру Ивановичу уехать. После этого он стал странствующим художником. Жил в Ярославской, Калужской областях, в Подмосковье. Чтобы как-то жить подрабатывал реставрацией икон, писал портреты партийных руководителей, помогал музеям, в свободное время писал для души пейзажи родного края и свою вечную любовь – лошадей. Однако долго засиживаться над картиной не давали – пишешь этюд на берегу какой-нибудь речки, и вдруг бдительная гражданка требует у тебя документы – кто такой и что за план снимаешь. Тогда молча складываешься и больше туда не возвращаешься. Особенно легко писалось на Волге. Картины сдавал на реализацию в московские салоны.

В 1958 г. он поселился в Раменском, купив у сестры комнату в доме, и стал работать в Раменском краеведческом музее. За 23 года Александр Иванович написал 130 картин и многочисленные этюды. В 1981 г. в соседней квартире случился пожар и комната, ставшая мастерской сгорела. Сам художник был в отъезде, приехал на пепелище. Много картин погибло в огне. После пожара обратились в Исполком Горсовета, чтобы восстановить мастерскую, но разрешения не получил. К этому Александр Иванович отнеся философски: «беда пришла и ушла, а жить надо».

И.В. Спасская   1963 г.
И.В. Спасская 1963 г.

Александр Иванович долго не женился. Его первая любовь погибла на фронте. С тех пор искал единственную. И нашел только в 1960-х гг. работая в Раменском музее, директором которого была Полина Израилевна Кофт. Именно она познакомила Александра Ивановича со своей подругой Ириной Владимировной Спасской (1919-1996). Красивая женщина из интеллигентной семьи потомственных врачей, предок которой Иван Тимофеевич Спасский (1795-1861) лечил семейство Пушкиных, участница войны, более 30 лет проработавшая в Раменской больнице хирургом-офтальмологом. Александр Иванович вспоминал «Моя опора, во всем моя поддержка, моя Иренька. Помню, она, когда только поженились, спасла меня от участкового, долго растолковывая ему, что художник – свободная профессия». Это было преследовали за тунеядство, и безденежье было, и беспросветное время после пожара она помогла ему пережить. В своей маленькой однокомнатной квартирке на 5 этаже пос. Красный Октябрь по ул. Десантная, в доме 39б. Они любили читать Фета, Блока, Тютчева. Жили скромно, ни о чем не просили властей, всегда говорили, что все у них есть. Правда последние годы Ирина Владимировна практически не выходила из дома из-за больных ног. Но для свежего воздуха есть балкон, а новости ей приносил Александр Иванович. В 1996 году 23 июля Ирина Владимировна скончалась.

А.И. Волчков с женой И.В. Спасской  Кон. 1980-х гг.
А.И. Волчков с женой И.В. Спасской Кон. 1980-х гг.

Иногда в центре города можно было увидеть высокого сухонького старичка с длинными седыми волосами, в белой рубашке и неизменной «бабочке». Но, каждому на земле отмерен свой срок, свое время. Пришло оно и к Александру Ивановичу – он умер 14 августа 2001 года, ушел к своей «Иреньке». Так они вместе и покоятся на Игумновском кладбище.

Могила А.И.Волчкова и И.В.Волчковой (Спасской) на Игумновском кладбище Раменского района. 2021 г.
Могила А.И.Волчкова и И.В.Волчковой (Спасской) на Игумновском кладбище Раменского района. 2021 г.

Старший научный сотрудник Раменского музея О.В. Зайцева