Если я скажу, что в Риштан мы поехали смотреть на тарелки, это будет очень скучно и ложь. Наши поездки всё чаще происходят спонтанно и начинаются с обычного тыка в карту, и если честно, в карту из нас двоих тычу только я, как правило в те дни, когда радости гнездования на новом месте превращаются в тягости.
В Риштан мы поехали, потому что он граничит с Киргизией, я обнаружила этот факт обычным масштабированием карты и он не даёт мне покоя:
- А давай съездим в Риштан и там сходим в Киргизию, классно я придумала?!
Спойлер: идея отстой.
КПП на риштанской границе действует только для граждан пограничных государств. С русским паспортом езжайте через аэропорт, говорят. И гуляйте по Киргизии, сколько влезет, но мы не расстроились. Прогулялись по пограничной деревне, поели хурму и яблоки прямо с веток, их здесь моррре!
А ещё, если верить карте, мы все-таки побывали в Киргизии. Не беда, что граница, которую мы пересекли, номинальная.
До тарелочек в итоге мы, конечно, добрались, было бы непростительно до них не добраться.
Да-да, знаю, мне тоже было скучно, пока мы туда не вошли.
Международный центр керамики в Риштане - это и не музей, и не базар, это маленькое гончарное государство внутри города.
Видите здание слева на фото? На первом этаже мастерские и выставочные залы, а на втором - квартиры, в которых живут гончары.
Изделия продаются не как посуда, а как произведение искусств. Цены озвучиваются в долларах: мелкие чашки 2-3, средние тарелки 5-6. Продают даже домашние фонтаны, но мы побоялись спросить.
Потом нам показали печь. Она ничуть не менее интересна печи для хлеба, которую я показала одной публикацией ниже, и она электрическая.
Человек на фото слева от Лёши - Махмуд Джон. Мы познакомились с ним час назад, просто зашли в его кафе выпить чаю, и дальше как в тумане.
Вся наша последующая жизнь в Риштане прошла под покровительством Махмуда и его семьи. Перемещения, еда, ночлег и даже экскурсия по центру керамики (Махмуд Джон оказался гончаром с идеальным знанием русского языка) - мы попытались хоть что-то оплатить, но у нас не получилось.
В отличие от того же Самарканда, Риштан оказался городом, в который хочется возвращаться ещё и ещё.
Лёша по пути туда: Зачем ты меня туда тащишь?
Лёша по пути обратно: Спасибо, что мы здесь были.
Делаем вывод, что город - это не стены. Город - это люди. Всем, кто путешествует, желаем больше добрых людей на пути 🙏