Военный самолёт загорелся во время взлёта и рухнул посреди густонаселённого района в Ейске в конце рабочего дня. Рядом с местом ЧП находятся школа и детский сад. Более трёх десятков пострадавших и немало погибших. Пилоты катапультировались за полсекунды до падения. Пока не названа точная причина ЧП, эксперты пытаются дать свою оценку трагедии. Об этом – в материале Царьграда.
В объективе телефона, на который снимает видео очевидец, темноту улицы освещает пламя в обрамлении чёрных клубов дыма. На кадры попали самые первые секунды падения военного самолёта Су-34. Каждую секунду слышан взрыв. "Бах, бах, бах" – это идёт непрерывно. Видео снимает парень:
Ой-ё! Это что? Что это?! Лётчик там, вот он!
Посреди тёмной дороги, ведущей во дворы, лежит на спине пилот. От него в разные стороны тянутся стропы парашюта. Парень спрашивает у него первое, что пришло на ум:
Дядь, нормально всё? Это сбили тебя, да?
Пилот ещё не может прийти в себя, кивает, мол, всё нормально. А потом мотает отрицательно головой, мол, нет, не сбили. Подбегает девушка:
Я с парашютом прыгаю. Давайте помогу вам снять его. Как тут у вас устроено?
Запись обрывается.
Что произошло в Ейске
В Ейске в понедельник, 17 октября, в 18:20 сотрудники МЧС выехали на пожар в девятиэтажном жилом доме. Площадь возгорания составила более двух тысяч квадратных метров. Полыхал подъезд.
Оказалось, что во дворе дома упал военный самолёт Су-34. ЧП случилось при наборе высоты во время учебно-тренировочного полёта с аэродрома Южного военного округа.
Из дома срочно всех эвакуировали из-за угрозы обрушения, потому что треснула плита перекрытия между 4-м и 5-м этажами.
Что говорят очевидцы
Камера уличного видеонаблюдения записала момент перед падением самолёта. Видно, что он загорелся в воздухе.
Рядом с местом падения стоит школа. Директор Оксана Лысенко рассказала, что все дети в порядке:
Учеников мы сразу эвакуировали. Одна наша девочка из четвёртого класса в больнице с отцом. Но в момент взрыва она была уже не в школе, а дома. Мы позвонили всем родителям наших детей, все они живы.
За горящим домом стоит детский сад. В момент катастрофы детей там уже не было, но и здание не пострадало. Цела и соседняя девятиэтажка. Даже окна на месте.
Почти сразу после падения в соцсетях один за другим местные жители стали выкладывать видео. На одном из них женщина комментирует пожар с балкона соседнего дома. На заднем фоне истошно рыдает до смерти напуганная девочка. Мама даже не пытается успокоить её, потому что сама пребывает в шоке. Она ведёт прямую трансляцию на своей странице в соцсетях и надрывно причитает:
Всё время грохот, и грохот, и грохот! И чёрный дым. Это что такое?! Мы же здесь живём… Это город Ейск! Я никогда такого не видела… Саша, неси телефон, будем бабушке звонить…
Состояние этой женщины может быть ответом на вопрос, почему снимавшие не кинулись на помощь, а продолжали снимать? Грохот, похожий на выстрелы, красное пламя, чёрный дым, запах керосина – всё это введёт в ступор любого, попавшего в эпицентр ЧП. К тому же место крушения быстро оцепили плотным кольцом машины экстренных служб. Спасатели сработали чётко.
Кто пострадал во время ЧП
Пострадали 32 человека – 13 из них погибли, как минимум трое разбились: спасаясь от огня, они прыгали вниз с верхних этажей.
Что говорят независимые эксперты
Военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец более 50 лет пишет об авиационных катастрофах. Он говорит, что наши лётчики при катастрофической ситуации, даже грозящей им смертью, отводят самолёт как можно дальше от любых жилых строений, даже от маленькой деревеньки:
Пока для меня загадка, что именно могло случиться. Видимо, взрыв обоих двигателей вынудил экипаж катапультироваться. И времени ни на что другое не было.
Могли ли пилоты увести самолёт дальше от дома?
Действительный государственный советник юстиции Алексей Рогозин так прокомментировал ответ на этот вопрос в своём телеграм-канале:
Судя по месту раскрытия парашютов, экипаж до последнего пытался избежать катастрофы и катапультировался за мгновение до столкновения. Не смогли дотянуть до безопасного места один километр.
Его слова подтверждают кадры видео. В момент падения и взрыва над огненным столбом виден парашют. Оба пилота живы.
Телеграм-канал Readovka со ссылкой на эксперта в области авиации пишет, что теоретически Су-34 может лететь на одном работающем двигателе. Возможно, что пожар значительно повредил оба двигателя:
Лётчики пытались дотянуть до моря, но запаса высоты не хватило. Они катапультировались перед самым столкновением с землей. Кресла позволяют это сделать даже на нулевой высоте.
Свободная пресса приводит мнение Героя России, лётчика-испытателя Андрея Синицына. Он указывает на малое расстояние от торца взлётно-посадочной полосы до Ейска:
В этой ситуации бесполезно рассуждать, мог ли экипаж увести машину от жилого района. Для гарантированного увода нужен разворот на 90 градусов, любое меньшее отклонение приходится на город.
Также эксперт отмечает, что при пожаре гидравлическая система руля может отказать моментально, потому совершить серьёзный манёвр пилот не смог бы.
Были ли на упавшей "сушке" авиабомбы?
Эту версию сейчас активно тиражируют в соцсетях украинские спецслужбы. Но, по единодушному мнению наших военных журналистов, на борту Су-34 были только артиллерийские снаряды калибра 30 мм. И имевшийся боезаряд равен трети того, что перевозит стандартная бронемашина пехоты. В противном случае от девятиэтажки осталась бы груда обломков. Но сгорел один подъезд из двенадцати.
Официальная версия трагедии
В Минобороны России первоначальная версия такова: причиной крушения стало возгорание одного из двигателей при взлёте. Главное военное следственное управление СК России продолжает расследование уголовного дела, возбуждённого по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полётов или подготовки к ним).
P.S. Всю хронологию трагедии в Ейске читайте на сайте Царьграда в прямой текстовой трансляции.