Найти тему
ПроРок

Два Венома. Какой из них настоящий?

Сегодня на канале ПроРок очередная статья Евгения Баюрина (@Литера "Б"). Автор делится с нами не только своими воспоминаниями, но и грамотным музыкальным анализом.

В те времена далёкие, почти что сказочные, многие музыканты, вдохновлённые творчеством Black Sabbath, Motorhead, Judas Priest и им подобных, делали попытки играть нечто более смурное, тяжёлое и скоростное. И именно тогда, на стыке десятилетий (70-80), находившийся ещё в состоянии эмбриона black-metal, вдруг начал развиваться стремительными темпами, и впоследствии дал многочисленное потомство в виде таких стилей, как трэш и дэт. У истоков этих жанров стояли многие коллективы, но лишь эти парни сумели продвинуться настолько, что их принято считать основоположниками прото-блэк, впоследствии давшему дорогу стилям трэш и дэт. И несмотря на огромный вклад в развитие тех направлений в экстремальном метале, команда никогда не была популярна в широких кругах. Вы наверняка уже догадались, о ком именно пойдёт сегодня речь. Да, именно о группе Venom мы и поговорим.

Venom 1982 г.
Venom 1982 г.

Нет у меня никакого желания переписывать историю коллектива. Всё это вы сможете без труда прочитать в многочисленных источниках. А кто уже знаком с этими источниками, и подавно будет не интересно в сотый раз перечитывать давно известную историю. Я сразу же хочу перенестись в наше время, ну, или хотя бы не в столь отдалённое прошлое.

И что мы имеем на сегодняшний день?

Ни много, ни мало, но на сей момент у нас есть аж целых две команды со схожими названиями. И они вовсе не «однофамильцы», а самые настоящие братья. Пусть и не совсем дружные, но ведь и в жизни обычной такое случается. А уж в музыкальной жизни и подавно ничему не стоит удивляться.

Итак, поехали! (потом заведём). Точнее – встречайте:

Venom, наши дни
Venom, наши дни
Venom Inc.
Venom Inc.

«Venom» и «Venom Inc.». Назвал я эти две команды братьями лишь потому, что именно «отцы-основатели» той самой группы из моей юности, никак не найдя общий язык между собою, решили напомнить о некогда замечательном коллективе, который названием своего альбома дал имя целому направлению в метале – “Black Metal” (1982 г.)

Настало время представить тех самых «отцов», и их детище, чтобы не было путаницы.

1) Venom – Конрад Ланд (Cronos).

2) Venom Inc. – Джеффри Данн (Mantas); Энтони Брей (Abaddon).

Возможно кто-то захочет поправить меня и скажет о том, что Конрад Ланд пришёл в группу позже, и не имеет право носить звание «отца-основателя». Так считает и Джеффри Данн, и напрямую заявляет в сердцах о том, что никакого Конрада и близко не стояло у истоков. Да, я знаю всю историю коллектива, но мне, если быть откровенным, на их ранний состав глубоко «фиолетово», по той лишь причине, что ТА группа из моей юности ассоциируется у меня как классическое трио с вышеупомянутыми музыкантами. А то, что кто-то там ещё приходил когда-то поиграть-попеть – не значит для меня ровным счётом ничего.

И сегодня мне почему-то захотелось сравнить эти два родственные коллектива. Но, не меж собой, а с их истоками. И сравнивать я буду с альбомом «Possessed» (1985 г.) и сейчас объясню почему.

Дело в том, что знакомство с творчеством группы у меня произошло именно с приобретением этой пластинки. Чисто случайно, в октябре 1989 года, я прикупил с рук у «Мелодии» на Ленинском проспекте этот релиз. Как сейчас помню, как, прогуливая занятия СПТУ, я катался в столицу, выискивая и покупая новинки (и не очень) метала. Тогда я и приобрёл этот диск «на сдачу».

Немного всё же поясню. В те времена, когда наша граммофонная индустрия только-только начала штамповать первые альбомы звёзд отечественной метал-сцены, я уже был обладателем двух десятков пластинок «забугорного» издания. Покупалось всё с рук, и происходило сие действо либо возле вышеупомянутого магазина на Ленинском, либо на Горбушке. А бывало и такое, что купленный диск возле одной «точки», в тот же день продавался уже с «накруткой» возле второй. Но чаще всего пластинки благополучно доезжали до подмосковного города Можайска, и там уже делались копии записи на «бобины» и компакт-кассеты, и те, как горячие пирожки, расходились по рукам единомышленников. Конечно же, не бесплатно. Аппаратура для перезаписи по тем меркам у меня была весьма достойная, и поэтому копии получались весьма неплохого качества.

И вот в один прекрасный день, покупая у «барыги» несколько дисков, я и стал обладателем того самого альбома группы Venom чисто случайно. Дело в том, что у продавца не оказалось при себе сдачи, и он предложил мне «по дешёвке» взять ту пластинку. В то время, когда зарплата в 130 рэ считалась весьма неплохой, а стипендия, которую я получал в СПТУ – приемлемой (80 р), покупать «пласты» за «сотку» и выше, считалось бессмысленным расточительством, но тем не менее, я их покупал, и ничуть об этом не жалел. Крутились как могли, в те времена. И вот тогда, взяв у «барыги» четыре диска, я «влетел» на 185 рэ. Пятнадцати рублей не оказалось у продавца, и мы сошлись на том, что «пласт», стоимостью в 25 он мне уступит за 15.

Какие ещё диски я тогда купил, уже и не помню, потому как, после первой сделанной копии с них на катушечный магнитофон, я успешно их продал на «Горбушке» (и был в плюсе), а вот этот альбом за невостребованностью так и остался в моей коллекции, и существует до сей поры, в весьма неплохом состоянии. Лишь только конверт чуток поистрепался, из-за многочисленных переездов.

Фото автора
Фото автора

Но я прерву затянувшееся отступление от главной темы, и перехожу к сравнению. Диск «Possessed» долгое время был единственным из альбомов группы, с репертуаром которого я ознакомлен очень плотно. Позже были куплены и прослушаны другие релизы, в том числе тот самый «Black Metal», и альбом «At War with Satan» (1984), но они так не оставили ничего внутри меня, и «на слух» я помню их слабо. Да, я в курсе того, что именно с альбомом «Possessed» у команды уже прошёл пик популярности, и дальнейшие дела катились по наклонной. Но именно этот диск я помню на слух очень хорошо, потому и весь Venom, как таковой, ассоциируется подсознательно лишь с ним. И как раз после этого релиза из группы уходит Данн, решивший заняться сольной карьерой, а для команды наступают «смутные» времена…

А для более точного сравнения я, пожалуй, возьму от каждой группы по альбому, примерно одного временного отрезка, а именно 2017-2018. И пусть от первой команды — это будет «Storm the Gates» (2018), а от коллектива Venom Inc. – «Ave» (2017), ведь именно в этом году Джеффри Данн (Mantas) решил возродить былой коллектив, но, не найдя понимания с другой командой, чуть изменил название, и вместе с барабанщиком Энтони Брейем (Abaddon) они представили нам своё творение.

Джеффри Данн
Джеффри Данн

А начну я с альбома Джеффри Данна, ведь он так настаивает и до сей поры на том, что «Веном» – его детище, и никого более.

Послушали? Хоть чем-то они напомнили вам тот самый, былой Venom из тех времён? Лично мне – нет. Да, добротный и крепко сбитый материал, но ничего такого, что отправило бы мысленно меня к той команде, я не услышал. И если бы не знал имени коллектива, то перебрал бы добрый десяток других групп похожей стилистики. К примеру, по манере постановки ритм-секции назвал бы Testament, с, вдруг не-пойми-с-чего, заменившими Чака Билли на вокале каким-то дядькой, очень похожим на него… Но ведь старина Чак не собирался покидать свою группу, и потому я бы очень долго ломал голову, слушая этот альбом. Конечно, зная заблаговременно всю подноготную, я мог бы солгать и сказать, что барабаны тут звучат очень похоже на то, что Энтони вытворял раньше. Но нет. Ничего не ёкнуло. Ещё раз повторюсь – добротный материал, заслуживающий внимания трэш, с примесью грува, да и только.

Конрад Ланд
Конрад Ланд

Переходим к альбому группы Конрада Ланда.

С первой же композиции явно слышен их «фирменный» рваный и спотыкающийся ритм, и нарочито «грязный» звук. И тут бы, хоть и после долгого раздумья, я назвал бы команду, случись вдруг мне прослушать это с закрытыми глазами. Но не с альбомом от 1985 года я бы их сравнил, а именно с тем самым, «Black Metal» с примесью «At War With Satan», (но только со второй стороной пластинки, где быстрые «боевички»). Но вот именно «нарочитая натянутость» меня не очень порадовала. Уж и не знаю, почему…

В завершение столь затянувшейся статьи, хочется сказать лишь одно. Оба альбома по-своему хороши, как и по-своему имеют недостатки. И я отлично понимаю то, что играть полностью в стиле начала восьмидесятых было бы, по крайней мере, глупо. Но ведь если ты вдруг претендуешь на истоки, то уж будь добр оставить хоть самую малость тех самых «истоков» в своём творчестве. И совершенно незачем спекулировать на былой популярности и на названии группы. Все и так прекрасно помнят заслуги Джеффри Данна в музыке, и я думаю, что поклонников его творчества не стало бы меньше, назови он свою команду как-то иначе. Лично я бы с удовольствием пошёл бы на концерт его группы, если бы даже она не имела названия.

Обычно я ставлю оценку по своей собственной пятибалльной шкале «вставляемости» музыкального материала. Но я нахожусь в затруднении, ведь сравнивать приходится не только отсылку к источникам, но и музыку в целом. Потому оба альбома – на четвёрку с плюсом. И нет у меня предпочтения ни к одному, ни к другому релизу. Просто я воспринимаю их как творение двух разных групп, хоть и очень родственных по названию. Ко всему прочему, совсем недавно, Venom Inc. порадовали всех новым релизом. На мой взгляд, он немного интересней и «живее», и в отличие от предыдущего альбома, в нём есть небольшая «оглядка» на прошлое. Вообще, я лишь поверхностно ознакомился с новым материалом, потому и не берусь судить о нём.

А вот Конрад Ланд только лишь кормит поклонников обещаниями, и переиздаёт старые вещи из былых и славных времён, под именем Venom.

Хочется пожелать двум коллективам творческих успехов. Нам, слушателям – новых альбомов. Ведь два Венома, всё же лучше, чем ни одного…

-8

От ПроРока: спасибо Евгению за содержательный рассказ. Возможно, некоторым моим читателям эта музыка покажется тяжеловатой, но я знаю наверняка, что и поклонников Венома среди нас немало.

Но для меня самое ценное – это воспоминания о той эпохе, когда почти все мы знакомились с новыми исполнителями таким же образом – покупали, перезаписывали, продавали. Не ради денег, а ради музыки.

Предыдущие материалы Евгения Баюрина читаем по ссылке:

Евгений Баюрин о музыке и музыкантах

Вашим лайкам, комментариями и репостам будем рады.

До новых встреч!