Найти тему

«Гарри Поттер и Проклятое дитя»: как Роулинг испортила вселенную?

Оглавление

Много шума…

Текст пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя» был выпущен в продажу сразу после премьеры одноименного спектакля в Лондоне. Сценарий был написан Джоан Роулинг в соавторстве с Джеком Торном, а за режиссуру отвечал Джон Тиффани, получивший за эту работу премию Лоренса Оливье и Тони.

Проект вызвал много шума в прессе и соцсетях: многим не понравилось, что Гермиону будет играть актриса с африканскими корнями (позже Нома Думезвени также была отмечена премией Лоренса Оливье и Тони за свою работу). А Джоан Роулинг именно тогда вступила на путь скандальных споров со своей аудиторией, которые продолжаются до сих пор.

Спектакль был встречен восторженными отзывами критиков и зрителей: с него начался взлет карьеры Энтони Бойла, сыгравшего Скорпиуса Малфоя.

Помимо игры актеров и режиссерских решений, публику поразила техническая сторона: на сцене творилось настоящее волшебство.

-2

…из ничего?

К сожалению, у нас нет возможности оценить спектакль во всем его великолепии, а текст лишен очарования актеров и блеска театральных декораций. Джоан Роулинг пишет увлекательные романы, но как драматургу и сценаристу (об этом мы можем судить по «Фантастическим тварям») ей есть куда расти.

В поттериане много времени уделялось внутренним переживаниям героев. В пьесе передать это оказалось сложнее: в «Проклятом дитя» герои произносят пафосные речи и ведут несвойственные им по книгам откровенные диалоги, и выглядит это странно.

Помимо формы, смущает и содержание: сюжет пьесы строится вокруг путешествий во времени. Удивительно, что писательница выбрала для долгожданного продолжения самую слабую точку вселенной Гарри Поттера. Существование маховиков времени уже давно вызывало вопросы у фанатов. Почему столь сильный артефакт доверили третьекурснице? Почему никто и никогда им больше не пользовался? Да, маховики возвращают нас всего на несколько часов назад, но неужели Дамблдор не мог использовать эти несколько часов, чтобы, например, предотвратить смерть Поттеров?

Из-за этих нестыковок Роулинг разбила все маховики во время сражения в Отделе тайн, и странно, что в продолжении именно на них строится сюжет.

Мы видим множество альтернативных версий реальности: что, если бы Роулинг что-то изменила в своих книгах? Но при этом ответов на вопросы, которые интересуют многих фанатов, нам не дают. Как живет Джордж после смерти брата? Как сложилась жизнь Хагрида? Почему Рон бросил службу в Министерстве магии?

-3

Мы читали фанфики и получше

Сильной стороной Роулинг всегда были яркие персонажи, юмор и цепляющие отношения между героями. Поэтому особенно удивляет, что даже эта часть больше всего напоминает фанфик.

Хотя многие фанаты (в том числе и я) полюбили Скорпиуса Малфоя, то, что произошло со знакомыми нам героями, удивляет. В мире пьесы прошло 19 лет с падения Волдеморта и окончания Магической войны, но единственным персонажем, с которым произошел хоть какой-то личностный рост, оказывается Драко Малфой.

Гарри Поттер не только не вырос, но и не соответствует своему характеру. В эпилоге седьмой книги он уверяет Альбуса, что Слизерин — факультет великих волшебников и нельзя предаваться предрассудкам. В пьесе же он отталкивает непохожего на себя сына. Кроме того, он верит слухам о проклятом дитя и объявляет Скорпиуса Малфоя причиной всех бед, хотя в книгах со скепсисом относился к предсказаниям и сплетням, потому что сам не раз оказывался их жертвой.

Семья Поттеров оказывается настолько дисфункциональной, что Альбус становится изгоем и не имеет крепкой эмоциональной связи ни с матерью, ни с братом и сестрой. Вопросы вызывает и семья Уизли-Грейнджер. Хотя Гарри, Рон, Джинни и Гермиона все еще близки, их дети легко отказываются друг от друга в школе лишь из-за того, что их распределяют на разные факультеты. Неужели Гермиона, которая боролась с любыми стереотипами, могла так воспитать детей?

-4

Дельфи и Роза

Многих удивило и то, что Роулинг, активно выступающая за права женщин, создавшая такие ролевые модели для девочек, как Гермиона и Луна, в новой книге как будто сделала шаг назад. Мы видим всего несколько новых героинь, и каждая из них нужна лишь для того, чтобы помочь главным героям раскрыться.

Дельфи — коварная роковая женщина, которая играет чувствами Альбуса, обманывает, убивает и преклоняется перед отцом — Волдемортом. А Роза, которая могла бы занять место в новом «Золотом трио», показана в самом невыгодном свете. Она игнорирует навязчивые ухаживания Скорпиуса и отстраняется от мрачного кузена. Она ведет себя как ее мать на первом курсе, и раз нам показали альтернативную историю Драко и Гарри, воплощенную в их детях, то почему не дали такой возможности дочери Гермионы и Рона?

Несмотря на спорный статус пьесы, которая, очевидно, просится в формат романа, продолжение «Гарри Поттера» получилось лучше, чем приквелы про фантастических тварей.

И мы все равно благодарны Джоан Роулинг за возможность хоть на вечер вернуться в любимый мир, который любим и ценим, несмотря на все недостатки.

-5

💬 А вы читали «Гарри Поттер и Проклятое дитя»? Вам понравилось такое продолжение серии?

Разберитесь, как отличить хорошую книгу от плохой и научитесь считывать скрытые смыслы произведений на наших курсах.

Мы открыли бесплатный доступ ко всем нашим курсам. Оформите 7-дневную пробную подписку и сразу отмените: тогда деньги не спишутся. Переходите по ссылке.

Вы можете поддержать нас и оставить подписку за 299 рублей. Мы продолжаем работать благодаря вам ❤️