Найти тему
Лахта Центр

КОГДА ПО НЕВСКОМУ ВПЕРВЫЕ ПРОМЧАЛСЯ АВТОБУС

18 октября 1907 года по Невскому проспекту проехал первый автобус. От Адмиралтейства до Московского вокзала он промчался за 9 минут. Рейс был пробный и, как писали в газетах, «исключительно для приглашенных». Примерно через месяц заработала регулярная автобусная линия от Александровского сада до Варшавского и Балтийского вокзалов.

Фото: russiahistory.ru
Фото: russiahistory.ru

Первые петербургские автобусы

Первые петербургские автобусы поначалу назывались омнибус-моторами или автомобиль-омнибусами.

Общественный транспорт омнибус — большие кареты, запряженные лошадьми, — ездили по Петербургу с 1830 года. Когда вместо лошади появился двигатель, экипаж стал самоходным.

АВТОмобиль + OmniBUS (с латинского — «всем») = авто + бус = автобус. То есть, если буквально: автобус — это автомобиль для всех.
1907 год. Автобус Gaggenau C 32 — Typ St. Petersburg на Сенатской площади. Фото: Карл Булла, liveinternet.ru
1907 год. Автобус Gaggenau C 32 — Typ St. Petersburg на Сенатской площади. Фото: Карл Булла, liveinternet.ru

Частная инициатива

Первое автобусное движение в Петербурге — инициатива исключительно частного бизнеса. Причем предложения об организации такого общественного транспорта поступали городским властям регулярно с 1890-х годов. В 1901 году петербургский инженер Ипполит Романов изобрел электрический омнибус на 15 пассажиров, однако финансовые условия для организации движения были настолько жесткие, что электробус не поехал. В 1902 году на петербургской «Экипажной фабрике Петра Фрезе» был построен первый отечественный автобус с двигателем внутреннего сгорания. Он тоже не вышел на линию по причине жестких требований от городских властей. Более сильные конкуренты со стороны трамвая и конки создавали автобусу непроходимое препятствие.

Фото: Карл Булла, gpmag.ru
Фото: Карл Булла, gpmag.ru

В 1907 году по улицам города поехали немецкие двухпалубные автобусы. Они были закуплены инженером Борисом Ивановым — учредителем компании «Санкт-Петербургское товарищество автомобильно-омнибусного сообщения» (СПТАОС). Его фирма достаточно легко получила от городской думы разрешение на эксплуатацию моторных омнибусов. Причина — большой успех только что прошедшей на берегах Невы первой в стране специализированной автомобильной выставки. Благодаря ей Санкт-Петербург стали причислять к числу «европейских автомобильных столиц».

Фото: not specified, Public domain, via Wikimedia Commons
Фото: not specified, Public domain, via Wikimedia Commons

Выставка заставила более прогрессивно решать транспортные проблемы.

Первые маршруты без лошадей

Первая автобусная линия. Кадр из фильма «История петербургского автобуса», Фото:  Сундук коллекционера-пенсионера
Первая автобусная линия. Кадр из фильма «История петербургского автобуса», Фото: Сундук коллекционера-пенсионера

После первой линии от Адмиралтейства до Варшавского и Балтийского вокзалов запустили второй маршрут: Александровский сад — Гороховая улица — Царскосельский вокзал (Витебский). Автобусы ходили ежедневно, с 7 утра до 2 ночи.

Рельсы самоходным повозкам были не нужны, а вот для ремонта мобильных экипажей построили на Везенбергской улице (улица Шкапина) гараж и мастерские.

Фото: Карл Булла, Сундук коллекционера-пенсионера
Фото: Карл Булла, Сундук коллекционера-пенсионера

На дорогах со временем появились новые модели с империалом (второй открытый этаж) и одноэтажные машины. Проезд стоил 6 или 9 копеек в зависимости от класса. Иногда всех пассажиров просили выйти на минутку, чтобы автобус налегке смог преодолеть крутой подъем на «горбатый» Каменный мост через канал Грибоедова. На мосту кондуктор приглашал «уважаемых дам и господ» занять свои места, и автобус катился по улице дальше.

Фото: Карл Булла, www.motorpage.ru
Фото: Карл Булла, www.motorpage.ru

Судьба автобусная

К 1910 году автобусный парк в Петербурге составлял 14 машин. Действовало 5 маршрутов. Городская управа заявила, что автобусы стали опасными конкурентами «электрической конке». Запретили автобусы на набережных, чтобы избежать конкуренции с пароходами. Кроме бюрократических преград были плохие мостовые, которые негативно влияли на техническое состояние автобусов. К 1914 году большие машины перестали возить горожан.

И только в 20-х годах советское правительство приняло решение развивать пассажирские перевозки. Трамваи и извозчики не справлялись с требованиями развивающегося Ленинграда. Осенью 1926 года в Северной столице было организовано регулярное движение автобусного транспорта.

Фото: gpmag.ru
Фото: gpmag.ru

#лахтацентр #петербург #спб