Найти тему

Канвас бизнес-модель - что это такое

Канвас бизнес-модель - что это такое

Business Model Canvas - простое и упрощенное представление о бизнесе, созданное Александром Остервальдером и являющееся шаблоном для построения бизнес-модели. На сегодняшний день это один из самых популярных инструментов для анализа действующего или нового бизнеса.

Данная схема удобна, к примеру, для того, чтобы «одним взглядом» оценить, проанализировать свой работающий бизнес или тот бизнес, который вы еще планируете.

Модель представляет собой визуальную графическую схему, состоящую из 9 блоков. Каждый из элементов-блоков схесы описывает ключевые точки всего комплекса бизнес-модели: ценность, позицию компании или продукта на рынке, ее инфраструктуру, финансовые ресурсы, особенность клиентских групп и т.п. Если сформировать несколько вариантов такой модели, можно оценить эффективность вариантов, сравнить их между собой, увидеть точки, в которых можно внести изменение, благодаря которым более эффективно перестроить свою бизнес схему.

Благодаря использованию Канвас бизнес-модели можно проверить или диагностировать проблемы в организации или конкретных отделов, предотвратить возможные риски, не допустить усугубление имеющихся проблем, и не допустить возникновение новых.

Business Model Canvas - один из самых известных инструментов стратегического управления, который обеспечивает большую поддержку при разработке бизнес-модели. Часто модель используется для создания коммерческого предложения, оказывая большую поддержку в создании ценности для клиента.

Из чего состоит

Модель состоит из 9 элементов, которые взаимодействуют друг с другом:

● Целевая аудитория.

● Уникальное ценностное предложение.

● Каналы привлечения клиентов (каналы продаж). Это может быть сайт, социальные сети.

● Отношения с клиентами.

● Источники дохода.

● Ресурсы, необходимые для ведения бизнеса.

● Основные виды деятельности/процессы.

● Основные партнеры.

● Структура затрат.

Целевая аудитория

Это группа людей или компании, на которые мы ориентируем наш продукт. На первом этапе работы мы отвечаем на ключевые вопросы, такие как: кто наш клиент, для кого создается продукт, какие и чьи проблемы он решает. Можно заранее провести анализ аудитории устроив опрос в соцсетях, проанализировав форумы и сайты конкурентов.

Ценностное предложение

Известное как уникальное ценностное предложение, оно представляет собой набор аргументов (ценностей), благодаря которым клиент выбирает продукт. При разработке ценностного предложения мы всегда должны помнить, что смотрим с точки зрения клиента, а не с нашей собственной.

Ключевые вопросы на этом этапе: какую ценность мы даем клиентам? Какие потребности клиентов мы удовлетворяем? Какие пакеты продуктов/услуг мы хотим предложить индивидуальным клиентам?

Каналы продаж

Как добраться до клиента? Здесь мы выбираем все точки соприкосновения на нашем пути общения с клиентом. Ключевые вопросы: где присутствуют наши клиенты? Какие медиа они используют? Какие каналы мы будем использовать для связи? Если это сайт, тогда необходимо все силы направить на создание и разработку хорошего ресурса, наполнить его качественным контентом. Далее продумать рекламную кампанию, чтобы получить наибольшую конверсию.

Отношения с клиентами

То есть взаимодействие, которое мы установим с клиентом при предоставлении ему информации о нашем предложении. Это все формы контакта, такие как чат, телефон, электронная почта или личная встреча.

Источники дохода

Это идентификация источников прямых, а также косвенных доходов. Говоря простым языком, как мы зарабатываем и какие из доходов наиболее эффективны.

Ресурсы, необходимые для ведения бизнеса

Это набор элементов, без которых наш бизнес не может начаться. Начиная от финансовых ресурсов и инвестиций, заканчивая необходимым оборудованием, технологиями, ноу-хау и людьми.

Основные процессы

Деятельность, благодаря которой компания может предложить данный товар или услугу. Важным вопросом на этом этапе является то, какие действия необходимы для нашего ценностного предложения, каналов продаж, обслуживания клиентов и источников дохода для поддержки бизнеса?

Основные партнеры

Этот этап соответствует аспекту сотрудничества, в том числе с дистрибьюторами, подрядчиками, инвесторами, а также другими группами влияния. Это партнеры, сотрудничество с которыми является обязательным элементом функционирования бизнеса.

Структура затрат

Это совокупность расходов и инвестиций, связанных с реализацией нашей бизнес-модели. К примеру, здесь мы суммируем все расходы на создание и продвижение сайта, затраты на всех сотрудников, которые занимались этим направлением.