Развитие общества связано с поиском ответов на концептуальные вопросы. Среди них попытка понять, чем зло отличать от добра, достойного человека от негодяя. Вопросы просты и сложны одновременно. Это я как человек, у которого за плечами 4 курса теологии христианского вуза и три десятка лет изучения восточных практик.
В восточных доктринах, например в даосизме, как такового нет понятия добра и зла – все развивается под Небом как оно и должно быть. Человек просто делает свой выбор. Даосизм безразличен к оценке человека, он предлагает человеку изучать себя и окружающую природу, следить за знаками Небес и поступать соответствующим образом. Нет никакой борьбы добра со злом. И нет никаких стенаний по поводу зла или добра. Существует исключительно выбор человека. Но при этом, как и в других восточных концепциях, человек должен иметь в виду три вещи:
- Он является частью целого. Элементом множества, которое в свою очередь также входит в состав другого более масштабного множества.
- Человек несет поступки за свое действие и бездействие.
- Причинно-следственная связь – является одним из основных законов Небес.
Три этих закона означают, что как ты будешь действовать/бездействовать, так и будешь проживать свои жизни. Злом можно считать то, что наносит ущерб множествам, элементам которых является человек. И каждое действие/бездействие, направленное во вред подобным себе элементам множества повлечет за собой действие, которое в будущем нанесет ущерб человеку. Благородными поступками считаются те, которые идут во благо человеку и множествам, частью которых он является.
В христианской традиции все гораздо проще. Более прямолинейно. Ключ в Евангелии от Ионна. Стих 8:44 содержит слова Христа, адресованные иудеям:
⁴⁴ Ваш отец – дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
Как человек с 4 курсами теологии и исследователь творчества Оригена, немного поясню про то как отцы и учителя христианской церкви толковали Святое Писание. Так, сам Ориген, теолог, философ, учёный, автор термина «Богочеловек», учил, что изучать (понимать) Святое Писание следует в трех измерениях:
- Буквально.
- Символически.
- Мистически.
Но даже и без оригеновских тройных трактовок понятно, что такое «плохо». «Плохо», то есть зло – это есть дьявольское, противное природе человека. То, что наносит вред человеку как элементы более обширного множества. И есть четкий признак зла – это ложь. Поэтому зло от добра отличить легко. Также как дурного человека – от порядочного. Порядочный человек не приемлет ложь и ложь не использует как инструмент зарабатывания денег, захвата власти. Не использует он для этих целей и насилие. Поэтому многие маркетологи, политики, пропагандисты, не гнушающиеся ложью – это первые кандидаты в Преисподнюю. Как бы они не обставляли свою ложь, говоря, что не все так однозначно.