3,2K подписчиков

Скандальная дорога на Каракольские озера: что там происходит сегодня?

14K прочитали
На днях я наконец выбралась прокатиться по строящейся дороге Урлу-Аспак - Каракольские озера. Почему эта дорога скандально известная?  Напомню предысторию.

На днях я наконец выбралась прокатиться по строящейся дороге Урлу-Аспак - Каракольские озера.

Почему эта дорога скандально известная?

Напомню предысторию.

Каракольские озера - каскад из семи водоемов недалеко от районного центра Чемал. Место популярное и посещаемое туристами. Добираются сюда обычно со стороны Чемала и села Эликманар на автомобилях повышенной проходимости, так как дорога представляет собой глубокую колею в лесу, заполненную жидкой грязью и прочими "прелестями" бездорожья.

Мы уже как-то писали о том, как осуществляется заброска и экскурсии на озера, можно почитать об этом здесь

Но еще в начале 2000х на озера положили глаз олигарх Евтушенков (АФК "Система") и Герман Греф. В селе Урлу-Аспак был построен гостиничный комплекс "Алтай Резорт", а на озера решено было построить дорогу прямо оттуда.

На озерах они планировали построить горно-лыжный комплекс, гостиницы, рестораны, бутики... А ведь место это прекрасно именно своей дикостью и чистотой...

Смотрите сами: ну какая здесь может быть горнолыжка с бутиками?!

Но, несмотря на протесты местных жителей, дорогу начали строить. И знаете, что самое интересное? Вся эта затея для частного бизнеса финансировалась из государственного бюджета! Как будто нет в республике других, более нужных дорог, которым необходим ремонт. например, Уймонский тракт - дорога в Усть-Коксу, по которой ежедневно идут десятки авто, которая проходит через два райцентра, была на тот момент в безобразнейшем состоянии!

Но не только из-за этого возмущались местные жители. Проект застройки Каракольских озер неминуемо убил бы всю экосистему, не говоря уже о том, что бутики и прочее совершенно не нужны в таких местах, священных для жителей Алтая.

Прочитать об этом можно здесь

Тем не менее, дорогу таки начали строить. Причем, пустили не низом, как было бы экономичнее и проще, а вывели наверх, по хребту. А сколько вековых кедров здесь варварски срубили! И самое интересное, что срубленные деревья сразу куда-то делись...

Более года длилось противостояние местных активистов и минприроды РА. Оказалось, что озера еще несколько лет назад втихую лишили статуса особо охраняемой природной территории, что позволило спроектировать проект застройки, упомянутый выше.

Но правда и справедливость - на нашей стороне. Под напором общественности и при участии организации "Сакральный Алтай" удалось вновь присвоить озерам статус ООПТ, а проект строительства торгово-развлекательного комплекса - свернуть. Сейчас здесь планируется сделать зону для трекинга. И пусть так и останется!

А теперь - о дороге

Начинается она из села Урлу-Аспак, точнее, сразу перед ним. Дорога резко уходит вверх, идет постоянный набор высоты. Впоследствии я выяснила, что начало дороги находится на 300 м над уровнем моря, а в самой верхней точке, куда я смогла доехать - 1650 м. Представляете, какой крутой подъем!

Начальный участок дороги уже совсем готов - есть асфальт, разметка, знаки. Дальше все в процессе ремонта. Асфальт сменяет грунтовка, затем дорога становится однополосной и, наверху, я просто упираюсь в жидкую грязь.

На высоте уже лежит снег. Я порадовалась, что у меня стоит уже зимняя резина, иначе я бы туда не заехала.

На этом видео видно, как меняется состояние дороги

Надо сказать, работа по строительству дороги кипит вовсю. Я видела, как кладут асфальт. Правда, непонятно, зачем. Ведь дальше дорога превращается в однополосное направление с ухабами и огромными камнями. Впрочем, им виднее.

Но виды, конечно, шикарные. Смотрите сами

Получается, я доехала почти до цели. Но дальше даже пешком идти было страшно, поэтому я повернула назад. Подождем весны.

На днях я наконец выбралась прокатиться по строящейся дороге Урлу-Аспак - Каракольские озера. Почему эта дорога скандально известная?  Напомню предысторию.-4

Теперь уже, конечно, раз уж часть дороги есть, надо довести ее до конца. Чтобы на озера можно было добраться безопасно. А не так, как эти летом, когда перевернулся грузовик с туристами и двое человек получили переломы.

А по уму, ее надо бы выводить к селу Эликманар, как и задумывалось когда-то, когда еще олигархи не диктовали, куда строить дороги. Это решило бы массу проблем с передвижением. Ведь чтоб попасть из очень популярного и многолюдного Чемала или с Чуйского тракта на не менее популярное Телецкое озеро, необходимо делать огромный крюк через Горно-Алтайск. Хотя напрямую дорога была бы значительно короче. Мало того, Чемальский тракт - в принципе единственная дорога, а движение там весьма напряженное. В этом году уже несколько десятков человек опоздали на самолеты по причине ДТП на тракте. Потому что объехать - никак! И вывести эту дорогу к Чемалу значило бы значительно разгрузить Чуйский тракт. Особенно учитывая то, что Алтай становится все популярнее, поток туристов растет и исчисляется уже миллионами. Которые так и будут лето стоять в многокилометровых пробках в закипающих машинах...

Текст и фото Ирины Дмитриевой