Во что одеть ребенка? Эта одна из актуальнейших проблем современных родителей. При всём кажущемся богатстве выбора найти то, что действительно красиво и качественно, не так-то и просто. Современный рынок одежды — и детской, и взрослой — буквально заполонен товарами всех возможных брендов — от известных до весьма сомнительных. Так на чем остановить выбор? На качественной одежде раскрученной фирмы, но переплатив при этом «за имя», или на вещах, изготовленных неизвестно где, неизвестно в каком подвале из непонятной ткани?
Идеальный вариант — соотношение цены и качества. Именно так для себя решила жительница Краснодара Мария Хуторная. И открыла мастерскую по пошиву детской одежды, придумав для нее свою торговую марку.
— А почему в названии девичье имя — Маняша? — спросила я при знакомстве с предпринимательницей.
— Так меня в детстве папа называл,— объяснила она. — Веет от этого прозвища любовью и теплом, именно тем, что я мечтала вложить в свое дело.
Привет из Бразилии
Мария Юрьевна — отличный собеседник. Это я поняла с первых минут нашего с ней разговора.
По образованию Мария Хуторная — модельер-конструктор, шить любила с детства. С чего всё началось?
— С бразильских сериалов! — засмеялась в ответ она.
Когда-то давным-давно по главному телеканалу страны транслировали заграничный многосерийный фильм «Просто Мария». Там рассказывалось про бедную крестьянскую девушку, которая приехала в город, чтобы начать новую жизнь. Сначала она работала швеей, а к финалу сериала стала известным модельером.
Героиня этого фильма и побудила у будущей предпринимательницы интерес к швейному делу. Сначала она «обшивала» свою куклу Машеньку, используя для ее одежек куски маминой ткани, а потом мама сама предложила: «Давай мы тебя отдадим на курсы кройки и шитья». С этого, собственно, всё и завертелось.
Родители Марии Хуторной были ветеринарными врачами. Они видели в дочке продолжательницу семейного дела, но она решила иначе. И после окончания школы поступила в новокубанский техникум — учиться на модельера-конструктора женской одежды. Окончила его с красным дипломом, хотела поступать в вуз, но из-за болезни мамы пришлось забыть про учебу и заняться работой.
Может быть, если бы Мария была чуть смелее с самого начала, она открыла бы свое дело гораздо раньше. Но жизнь не давала шансов. Первые годы будущая предпринимательница просто работала на дому, беря заказы на «массовку» — пошив постельного белья и одежды по стандартным лекалам. Естественно, работа удовольствия не приносила: слишком муторно, монотонно — и никакого творчества.
Шаг к мечте
— Я шила простыни, школьную форму, мужские брюки, а сама мечтала совсем о другом,— вспоминает Мария. — Мне очень нравились женские платья, особенно праздничные. Я всегда мечтала о дочке, о том, как буду шить для нее, наряжать, как куклу... Не сбылось: у нас с мужем, два сына. Тоже неплохо, но расставаться с мечтой не хотелось.
В итоге Мария решила открыть свое ателье по пошиву одежды. Муж поддержал, помог. Ателье проработало несколько лет. Всё хорошо, но заказы шли в основном для взрослых людей, а это опять же было не то.
Однажды поступил заказ сшить платье для невесты и праздничную одежду для трех девочек, которые должны были нести фату.
— Вот тогда я и поняла, что шить для детей — это действительно мое,— говорит Мария. — Взрослые, конечно же, радуются новой одежде, но совсем не так, как дети. В детских глазах всегда много счастья, много восторга. Приятно видеть, как девочки крутятся перед зеркалом в новых платьях и потом бегут ко мне — чтобы поблагодарить...
К сожалению, со временем ателье пришлось закрыть. Потом была работа в известной в Краснодаре дизайнерской мастерской по пошиву женской одежды. Всё нравилось, но хотелось большего, хотелось своего...
А потом началась пандемия и всю страну усадили по домам. Несколько месяцев будущая предпринимательница в буквальном смысле просидела у себя на балконе — строчила маски. И снова мечтала — о своей собственной мастерской, где будут шиться красивые наряды для маленьких принцесс.
Сарафанное радио
— Не знаю, решилась бы я открыть свое дело снова, если бы не помощь государства,— говорит Мария. — О программах господдержки предпринимателей узнала от подруги. Она рассказала, как удалось запустить свой бизнес благодаря содействию государства, а я решила узнать, нельзя ли и мне последовать ее примеру. Оказалось — можно. Мы с мужем всё обсудили и решили тоже рискнуть.
Для начала Мария обратилась в центр «Мой бизнес», который действует в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Нацпроект предлагает целый ряд мер, содействующих развитию бизнеса, причем, на всех этапах — от старта до выхода на экспорт.
В рамках нацпроекта начиная с 2019 года в разных регионах России было открыто более четырехсот центров «Мой бизнес», и Краснодарский край не стал исключением. Главная цель этих центров — помогать людям, которые ведут свое дело, в решении самых разных задач. Центры «Мой бизнес» объединяют на одной площадке всю инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют услуги по различным направлениям: информационно-консультационные, образовательные, имущественные. Там же осуществляется финансовая поддержка бизнесменов — речь идет о льготных ставках по кредитам, о возможности получить микрозаём под госгарантию или оборудование в лизинг на выгодных условиях.
Как рассказывает Мария Хуторная, ее обращение в центр «Мой бизнес» решило многие проблемы, с которыми она сама, может быть, и не справилась бы. В частности, ей помогли с разработкой логотипа, посодействовали в получении сертификата на пошив детской одежды — через центр это оказалось дешевле, чем если всё делать самой.
И вот, казалось бы, мастерскую можно открывать... Но на это нужно главное — средства. Часть оборудования для мастерской у Марии имелась — осталась еще со времен ателье. Но для работы его было мало. Встал вопрос: пойти в банк для получения кредита либо снова обратиться за поддержкой к государству? Выбрали второй вариант, а первый оставили на крайний случай.
Открывай, работай!
Социальный контракт — это договор с региональными органами социальной защиты о субсидии, которая поможет выйти на самообеспечение. Другими словами, это финансовая помощь государства, которая выдается гражданину, попавшему в сложную ситуацию, для улучшения его финансового положения.
Порядок предоставления социального контракта был утвержден приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края еще в 2014 году. Право на такую социальную помощь имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие жители Кубани, но при условии, что их среднемесячный доход по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума.
Социальный контракт предоставляется на вполне определенные цели: в частности, на поиск работы, на осуществление предпринимательской деятельности, на ведение личного подсобного хозяйства.
Мария Хуторная обратилась в управление социальной защиты населения с просьбой о заключении соцконтракта, предоставила свой бизнес-план и получила субсидию в размере 250 тысяч рублей. На эти средства было куплено несколько новых швейных машинок, промышленный утюг, ноутбук, фурнитура для пошива одежды. Мария нашла помещение под мастерскую и взялась за дело.
Интернет в помощь
Для старта было решено сшить шесть видов праздничных платьев для девочек, три вида модных спортивных костюмов, ассортимент разбавили сарафанчиками, шортами, юбочками и туниками. Свою продукцию Мария продает через Интернет. В работе пригодились и социальные сети: у предпринимательницы есть свои рабочие странички на разных порталах, в частности в соцсети «Вконтакте», где можно не только купить уже готовую одежду, но и обсудить заказ индивидуального пошива.
— Конечно, не всё идет так гладко, как хотелось бы,— говорит Мария. — Не всё так просто, как кажется со стороны. Я люблю и умею шить, придумываю фасоны одежды, а продвижением товаров в Интернете раньше никогда не занималась — приходится учиться, вникать.
Главная проблема любого бизнесмена — конкуренция. Весь Интернет завален низкопробным ширпотребом, который стоит гораздо дешевле, чем качественные вещи. Но Мария остается верна своим принципам: вещи шьются только из хороших тканей, подкладка на детских платьицах всегда только натуральная, стопроцентный хлопок.
— Часто хожу по магазинам, присматриваю новинки,— рассказывает предпринимательница. — Бывает, что ткань издалека вроде бы красивая, а подходишь — и слышишь едкий запах краски. Я не хочу шить детские вещи из такого материала: наденет ребенок одежду, а потом будет мучиться от аллергии. Я за качественные ткани!
У Марии в семье трое мужчин — муж и два сына. Естественно, безучастным никто не остается. Если в мастерской нужна мужская сила, есть к кому обратиться, оборудование барахлит — тоже к ним, мастеров-профессионалов приходится вызывать только в крайнем случае. Младший сын, Никита, ему четырнадцать лет, всегда готов помочь маме еще и с уборкой: в швейной мастерской должно быть чисто, это он с раннего детства знает и охотно участвует в наведении порядка.
— А какие у вас планы на жизнь? — интересуюсь у Марии. — Не жалеете, что взялись за столь серьезное и сложное дело? Работать по найму иной раз попроще, чем вести свой бизнес...
— Ни о чем не жалею. Да, тяжело, но в целом я всё же довольна: занимаюсь любимой работой, воплотилась моя мечта — я шью одежду под собственной маркой. Еще три года назад я даже думать об этом боялась! А тем, кто хочет открыть свое дело, но пока не уверен, я скажу так: с государством надо дружить — государство поддержит. И может быть, ваши мечты тоже воплотятся в реальность.
Справка МК
● В 2021 году было заключено 10542 социальных контракта, в том числе по направлениям: поиск работы — 5342, индивидуальная предпринимательская деятельность — 1111, ведение личного подсобного хозяйства — 834, иные мероприятия — 3255.
● Выплаты по заключенным контрактам за счет федерального и краевого бюджетов составили более 762 миллионов рублей.
● В 2022 году в Краснодарском крае на предоставление социального контракта предусмотрены средства федерального и краевого бюджетов в сумме 1 миллиарда 159 миллионов рублей, планируется заключить 9911 контрактов.
По состоянию на тридцатое сентября 2022 года заключено 9478 социальных контрактов, или 95,6 процента от запланированного количества, в том числе по следующим мероприятиям:
● поиск работы — 4332 (95,9 процента);
● индивидуальная предпринимательская деятельность — 2217 (98,2 процента);
● ведение личного подсобного хозяйства — 772 (91,9 процента);
● иные мероприятия — 2157 (94,0 процента).