В предыдущей статье (Управление запасами без зарубежных систем) мы рассказали о том, как управлять запасами без зарубежных систем и по каким критериям выбрать подходящее вашей компании решение. Вспомним кратко сформулированные нами 4 критерия:
- полноценный анализ данных,
- многофакторное прогнозирование,
- обоснованное принятие решений,
- открытость и прозрачность полученных данных.
В данной статье мы поговорим более подробно про наше решение по прогнозированию спроса и оптимизации запасов Loginom Planiqum Suite.
Что такое Loginom Planiqum Suite
Loginom Planiqum Suite — это модульное решение для автоматизированного прогнозирования и интегрированного планирования, которое отвечает на все 4 критерия утвердительно.
1) Система позволяет работать с любым качеством данных, за счет того, что нам доступен Loginom, и мы эти данные можем привести в нормальный вид.
2) Мы можем систему кастомизировать и учитывать все бизнес-правила, которые специфичны для вашей компании.
3) Конечные пользователи работают с интегрированной средой, в браузере, работают с привычными таблицами и графиками.
4) Система абсолютно открыта и объяснима: любые цифры можно посмотреть, как они рассчитаны, что на них повлияло, а сам процесс расчета можно произвольно логически изменить.
Как выглядит работа с Loginom Planiqum Suite
Loginom — это демократично, понятно и объяснимо. Платформа существенно упрощает разработку сложных алгоритмов по прогнозированию, выявлению закономерностей и аномалий, расчету сложных логистических моделей.
Loginom приводит к быстрому переводу используемой в компании аналитики на качественно новый уровень. По сути, при внедрении ее для задач по управлению запасами, нужно понимать, что потом она будет решать и смежные задачи. Loginom устроен так, что любые операции над данными производят с помощью визуальных обработчиков, которые выстраиваются в цепочку обработки данных (например, первый обработчик берет исходные данные, второй — сортирует их по убыванию, третий — отбирает 5 крупнейших, четвертый — выполняет какие-то расчеты).
На первый взгляд, кажется довольно сложным, но, исходя из нашего опыта внедрения Loginom (это порядка 4 лет), обучение пользователей Loginom требует буквально пары дней, а обучение разработчика — около месяца.
Planiqum — это единая среда с возможностью вносить изменения в планы (продаж, закупок, производства, бюджетные) на любом уровне иерархии в любых разрезах без потери целостности данных. Это работа с табличными данными, с графиками, где вы можете измерить любую цифру, и при этом сохраняется вся история изменений. Есть понятие версионности, есть процесс согласования — то есть можно ставить кому-то задачу, смотреть ее выполнение и статус, можно выстраивать уведомления, коммуницировать все вертикали (если у вас вертикальный принцип принятия решений).
Это среда для совместной работы, которая позволяет вам согласовывать значения на каждом из шагов: прогноз, страховые целевые запасы, планируемые поставки, итоговая отчетность.
Еще одна интересная функциональная особенность Planiqum — это фиксирование событий, которые повлияли на спрос (промо-акции, маркетинговые кампании). Можно фиксировать и вести календарь активностей, заводя карточки активностей, фиксируя свои предположения, каков будет объем продаж из-за этой активности или рассчитывая этот объем автоматически, задав предварительно параметры активности. То есть это не только работа с табличными данными (которые изначально рассчитаны), но и возможность их обогащения и дополнения информацией.
Таким образом, Loginom и Planiqum — это своеобразные столпы, на основании которых мы разработали набор модулей (которые и внедряются клиенту).
При этом может внедряться какой-то отдельный из модулей, не обязательно все сразу. У нас в практике были внедрения, где есть только один модуль, например, прогнозирование. А есть клиенты, у которых практически все внедрено. Все индивидуально. Эти модули, по сути, направлены на решение задач по оптимизации запасов и повышению качества планирования цепей поставок, и решают задачи, начиная от подготовки данных, заканчивая отчетностью и самим планированием.
Расскажем еще про математические методы — это очень актуально и важно для прогнозирования спроса и оптимизации запасов.
Reshape Analytics реализовали более 17 методов прогнозирования — это популярные методы регрессии, Винтерса, Вейджа, дрейфа — большое количество методов, но при этом они могут между собой еще и комбинироваться в так называемые ансамбли моделей. Суть ансамбля в том, что мы берем лучшее, что есть в одном методе и объединяем с лучшим, что есть в другом методе — за счет этого получаем некую синергию. Также в Loginom Planiqum Suite используются различные методы для сглаживания выбросов, для выявления промо, для восстановления данных, декомпозиции прогноза. Если говорить про декомпозицию — это, например, возможность посчитать значения на более высоком уровне (например, товарной группы), а затем декомпозировать на значения конкретных артикулов.
Как устроен бизнес-процесс внутри Loginom Planiqum Suite
1. Классификация и управление сервисной моделью
Это классификация ассортимента, точек продаж, складов и прочее. У вас есть возможность самим указать значения для любого класса или их комбинации. Например, при ABC-классификации вы просто задаете определенное значение (допустим, 98%) — насколько вы хотите гарантированно обеспечивать наличие товаров определенной товарной группы. Или вы в принципе ставите ноль — в том случае, если вы хотите работать только по заказам.
2. Редактирование и сглаживание выбросов
Бывает такое, что клиент приходит и берет аномальный объем. Недавно, собственно, мы видели это в скупке сахара. Это явление, скорее всего, не повторится в будущем — для нас это является выбросом. Если мы этот выброс оставим как есть, то все последующие прогнозы будут некорректными, потому что у нас тут невероятно растущий тренд. А если выброс был в самом начале, то у нас, наоборот, будет нисходящий тренд. Поэтому обязательно эти выбросы надо выявлять и редактировать. При этом, выбросы можно выявлять как на уровне конкретного клиентского заказа, так и дня/недели.
Такая специфика бывает еще, например, на рынке косметики. Когда выходит новинка, у нее существенный рост вначале, а потом идет падение продаж. Поэтому, следственно, вначале его нужно выявлять и отдельно помечать, что это эффект от новизны.
3. Восстановление упущенных продаж
4. Конкурентное прогнозирование
- на ту выборку, на которой эти модели тренируются;
- на тестовую выборку, на которой мы отбираем ту модель, которая дала минимальную ошибку, которая похожа на фактические продажи.
К сожалению, этот самый популярный способ не всегда является эффективным. Мы его существенно доработали, так, чтобы мы действительно определяли не только ту модель, которая выдает минимальную ошибку на тестовом периоде, но и ту, которая имеет максимальный прогнозный потенциал. То есть мы сделали определенную улучшенную работу, благодаря которой мы корректнее отбираем лучшую модель.
5. Многофакторное прогнозирование
6. Планирование операций
- пополнение, качество работы поставщика — как быстро мы можем осуществлять операции, то есть быстро ли наш поставщик привезет продукцию и т. д.;
- целевой уровень запасов, кратность — требование минимальной партии или определенной кратности в поставке;
- окна поставок — например, в металлопрокате есть такое понятие, когда определенные заводы прокатывают трубы с определенными параметрами, потом не набирает определенный объем заказов и производит трубы другого параметра;
- технологические карты — например, когда мы прогнозируем спрос на какую-то услугу, но для осуществления этой услуги нужно определенное количество кабеля, каких-то датчиков и всего остального — и нам нужно один прогноз-спрос делать, декомпозировать по технологической карте по составляющим, а потом планировать эти поставки.
Все это совокупно можно назвать планированием операций. И система позволяет автоматически это сделать.
7. Согласование планов и отчетность
Абсолютное большинство людей, которые работают с системой, на самом деле, предпочитают работать с визуальным представлением информации (с графиками, таблицами и прочим) — они понятия не имеют, какие процессы происходят внутри Loginom, «под капотом» этой системы. Это действительно просто и удобно, при том, что вы всегда можете заглянуть вглубь и понять, откуда возник такой результат, как он получен и как его изменить, потому что весь аналитический потенциал Loginom работает на ваш бизнес.
Где система используется
Мы осуществили множество кейсов и продолжаем работать в различных сферах и направлениях деятельности:
- FMCG
- HoReCa
- Fashion
- Банки
- Media
- Логистические компании
- Горнодобывающие предприятия
- Дистрибьюция
- Производство
Loginom Planiqum Suite — платформа, которая может быть внедрена в совершенно различных областях применения.
Сколько времени уйдет на внедрение системы?
Если говорить про то, сколько времени уходит на внедрение системы, приведем в пример общую концептуальную систему.
Чистого времени, по нашему опыту, уходит порядка 3−4 месяцев. Но бывает, что 3−4 месяца растягивается в полгода, а то и в год, когда уходит довольно большое количество времени на подготовку данных, на согласование технического задания, когда осуществляется миграция из одной системы в другую. То есть, когда вы окажетесь на стороне вендора, вы будете четко понимать, какая система вам нужна, и мы реально за 3−4 месяца эту систему внедрим. При этом, мы учтем всю специфику, которая нужна вашему бизнесу.
Хотелось бы отметить, что у нас есть такая опция, как бесплатные демо-проекты. Мы можем на основании ваших исторических данных (загрузив их в нашу систему), буквально за 1−2 недели показать демо-проект, а вы сможете оценить, насколько качественно система прогнозирует спрос и как в этой системе можно потенциально работать. И это не будет вам стоить ничего. Это будет совершенно бесплатно.
Мы готовы делать для вас такие демо-проекты — и это довольно популярный способ коммуникации с нашими клиентами. Заполните заявку, мы с радостью ответим на ваши вопросы, пожелания и продемонстрируем наши решения совершенно бесплатно.