Повреждение газопроводов системы «Северный поток» — это уникальный случай в истории нефтегазовой отрасли, ничего подобного ранее не происходило. Эксперты полагают, что единственная версия события — преднамеренная диверсия. HSE Daily рассказывает, как устроены подводные газопроводы, легко ли их повредить и отремонтировать, а также объясняет, что за «взрыватель» был найден рядом с газопроводом в 2015 году.
Историческая справка
История «Северных потоков», идущих из России в Германию по дну Балтийского моря, настолько давняя, что многие даже и не помнят, как и когда все началось. Между тем первый проект был оформлен и представлен на рассмотрение властей Европейского союза более 20 лет назад.
Еще в декабре 2000 года решением Европейской комиссии «Северному потоку» был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети) как проекту, имеющему ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности ЕС.
Но к строительству удалось приступить только почти через десять лет — в апреле 2010 года. Первую нитку запустили в ноябре 2011-го, вторую — в октябре 2012 года. После завершения строительства «Северный поток — 1» стал самым протяженным и мощным подводным газопроводом в мире: его длина 1224 км, пропускная способность — 55 млрд кубометров газа в год.
Что случилось с газопроводом?
О падении давления на одной из двух ниток «Северного потока — 2» стало известно 26 сентября. Позже давление упало на двух нитках СП-1. Затем береговые службы зафиксировали утечки. Кадры гигантских пятен пузырей обошли весь мир.
Всего было зафиксировано три утечки газа на «Северном потоке» и «Северном потоке — 2». Шведская береговая охрана сообщала еще об одной, но, судя по всему, все на тех же пострадавших нитках. Кроме того, на маршрутах газопроводов были зарегистрированы два пика сейсмоактивности, похожие на взрывы.
Расследование ЧП только началось, Россию ни в каком виде до него не допустили. Общее мнение экспертов, политиков и СМИ, что газопроводы были взорваны.
Легко ли повредить газопроводы?
Обычно основной причиной аварии на морских трубопроводах является повреждение якорем проходящих судов. Тяжелый якорь может повредить секцию трубопровода. Однако в данном случае авария произошла одновременно на трех нитках, поэтому подобная причина является маловероятной, отмечает Марсель Салихов, директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ. По мнению эксперта, технические причины неисправности тоже выглядят маловероятно.
«Единственная разумная причина на данный момент — целенаправленные взрывы», — говорит Вячеслав Кулагин, директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ. Повредить такие газопроводы очень сложно: глубина моря 70 м, трубы 3 см толщиной из высокопрочной стали плюс бетонирование с армированием 6–11 см, отмечает он.
«Нужен очень мощный взрыв для разрушения. К тому же саму операцию необходимо совершить незаметно, что дополнительно ее сильно усложняет», — подчеркивает эксперт.
Как долго будут ремонтироваться газопроводы?
Вячеслав Кулагин считает, что в нормальной, «безсанкционной ситуации» на ремонт потребовалось бы около полугода, но сейчас это займет несколько лет. «К тому же нет смысла начинать работы, пока не будет гарантий долгосрочной загруженности магистралей и обеспечения их безопасности», — подчеркивает он.
«Скорее всего, подобная техническая задача еще нигде не осуществлялась, что усложняет проведение ремонта. Судя по всему, ремонт газопроводов СП-1 и СП-2 потребует как минимум нескольких лет», — считает Марсель Салихов.
Другой вопрос связан с целесообразностью ремонта и определением стороны, которая будет финансировать его. Так как газопроводы простаивали в момент аварии, то они не приносили выручку оператору, напоминает эксперт. Соответственно, ЕС и России необходимо также договориться о вводе их в эксплуатацию для того, чтобы проводить ремонт. А сделать это в нынешней ситуации проблематично.