Аннотация: В статье рассматриваются признаки оффшорной зоны, уровни контроля оффшорными центрами. Выявлены особенности оффшорных финансовых центров, рассмотрена география оффшорных центров.
Проанализированы причин развития оффшорного бизнеса в России.
Annotation: The article discusses the signs of an offshore zone, the levels of control by offshore centers. The features of offshore financial centers are revealed, the geography of offshore centers is considered.
The reasons for the development of offshore business in Russia are analyzed.
Ключевые слова: оффшоры, оффшорный финансовый центр, налогообложение.
Keywords: offshore, offshore financial center, taxation.
Очень часто в средствах массовой информации возникает такое слово, как «оффшоры», но большинство граждан Российской Федерации не до конца понимают его значение. Чаще всего данное слово связывают с незаконной деятельностью юридических лиц, либо людей на государственных должностях.
Под оффшором понимают центр финансовой деятельности, который предоставляет благоприятные условия для ведения бизнеса. Данное понятие пришло в Россию из английского языка от слова «off-shore», что означает «изолированный», «в открытом море».
Также существуют смежные понятия, как «оффшорная зона» и «оффшорная организация». В первом случае это государство или его регион, которые предоставляют специальные льготные налоговые режимы, что привлекательно для организаций, а также прочими преференциями, например, в отношении банковских услуг. В настоящее время очень активно происходит развитие оффшорных зон. Оффшорными зонами пользуются такие крупные организации, как Coca-Cola, Procter & Gamble, General Motors, Intel, Sprint и другие. Наиболее известные и крупные зоны на территории Швейцарии, Каймановых островах, Люксембурга, Сингапура, Британских Виргинских островов [2].
Оффшорные зоны имеют определенные функции, которые на них возложены. Это осуществление международной торговли и инвестирования, регистрация воздушных и водных судов, страхование и банкинг. Для оффшорных зон наличие денежных средств крупных компаний выгодно, так как развивается инфраструктура территории, происходит оборот денежных средств, находящихся в пределах территории, а также постоянные инвестиционные потоки в зону.
В последнее время появилась проблема, имеющая мировой масштаб, связанная с использованием различных схем налогового планирования. Различные государства сталкиваются со стратегиями по минимизации налогообложения путем распределения налогооблагаемого дохода в государства с низким уровнем налогообложения и снижения налоговой базы в государстве происхождения капитала. В связи с данной проблемой Министерство финансов Российской Федерации утвердило приказ с перечнем стран и территорий, которые предоставляют льготные ставки налогообложения и не предоставляют информацию о финансовых операциях [3].
25 марта 2020 г. Президент Российской Федерации предложил облагать капитал, который выводят из национальной экономики в зарубежные страны , налогом со ставкой в 15%.
Размывание налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) является мировой проблемой, которая требует глобальных решений. В самом широком понимании BEPS означает совокупность схем налогового планирования, используемых транснациональными компаниями для искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена [4]. Результатом использования BEPS является очень низкая налоговая нагрузка на доходы мультинациональной компании в целом, а также так называемое «двойное неналогообложение», т.е. ситуация, когда компания не платит налоги ни в юрисдикции, где доходы были получены, ни там, где они были задекларированы в целях налогообложения. Практика использования BEPS приводит к фундаментальным искажениям в принципах справедливой конкуренции, поскольку крупные компании, использующие BEPS в целях минимизации своих налоговых обязательств, возникающих в разных странах, получают сравнительные коммерческие преимущества в сопоставлении с предприятиями, ведущими свою деятельность преимущественно на национальном уровне.
Так, за 2020 г. страну покинуло более 20,7 млрд долларов, что составляет 113% от суммы инвестиций в зарубежные страны в 2019 г. По данным Центрального Банка 2/3 всех инвестиций приходится на Кипр. Общая сумма российских денег на острове составляла в 2020 г. 186,3 млрд долларов. В Ирландию российские резиденты вложили 267 млн долларов, 263 млн – на Виргинские острова, 552 млн – в Нидерланды. Таким образом, каждый год из российского оборота денежных средств изымается огромное количество инвестиций, который могли бы пойти на развитие страны. Всё это делается для избегания уплаты налогов за счет различных схем вывода денежных средств в оффшорные организации.
Таким образом, оффшорные зоны являются экономическими центрами, которые созданы для развития экономики всех стран, но в России они используются для вывода денежных средств из страны и сокрытия реальных доходов, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу.
Оффшорный финансовый центр (ОФЦ) – государство или часть его территории, на которой компании-нерезиденты могут осуществлять свою деятельность на льготных условиях. На таких территориях стремятся работать организации и предприятия, относящиеся в основном к крупному бизнесу, которые ставят перед собой цель – снижение налогового бремени.
Признаки оффшорной зоны:
- коммерческая деятельность осуществляется иностранными компаниями, которые не имеют права работать в стране своей регистрации;
- внутреннее законодательство максимально упрощает и предполагает более привлекательные условия ведения бизнеса для нерезидентов;
- принцип работы иностранных компаний основан на соблюдении полной конфиденциальности касательно их деятельности;
- в стране для нерезидентов действуют специальные налоговые режимы.
Существуют различные уровни контроля оффшорными центрами компаний, которые расположены на их территории. Выделяют:
- страны, власти которых контролируют работу оффшорных компаний: нерезиденты обязаны вести учет своей финансовой деятельности согласно международным стандартам. Примеры: Швейцария, Люксембург, Дублин, Гонконг;
- государства, национальное законодательство которых предполагает осуществление надзора за деятельностью нерезидентов, но сами нормы и процесс контроля нуждаются в ужесточении. Примеры: Барбадос, Гибралтар, Монако, Андорра.
- самую обширную группу составляют оффшоры, у которых контроль отсутствует или же проводится крайне ограниченно, они не стремятся к международному сотрудничеству и игнорируют стандарты. Примеры: Сейшельские острова, Панама, Ливан, Коста-Рика, Вануату и т. д.
Среди особенностей оффшорных финансовых центров эксперты выделяют следующие
Рисунок 2 - Основные характеристики ОФЦ
Если рассмотреть географию оффшорных центров (Рисунок 3), то можно заметить, что они чаще всего характеризуются дефицитом, либо отсутствием достаточного количества трудовых, природных ресурсов, инвестиций.
Рисунок 3 - Оффшорные зоны мира
По этой причине им приходится искать сферы деятельности, в которых они могли бы достаточно успешно функционировать. Одной из таковых становится «продажа юридических адресов», а для привлечения потока потребителей обеспечиваются льготные условия осуществления деятельности нерезидентами.
По степени налогового бремени выделяют следующие системы:
1. Классическая система. Для вкладчиков или компаний введен ежегодный взнос. Его сумма достаточно сильно варьируется и может достигать нескольких тысяч долларов. Выгода стран в том, что они имеют фиксированный доход.
2. Второй вид предусматривает взыскание процентов, но их величина крайне мала и не может сравниться с налоговыми ставками практически всех стран (налог на прибыль примерно 9-12%). Разница в затратах обуславливает популярность стран-оффшоров.
3. Налоги по принципу территориальной принадлежности. Данная система предполагает взыскание налогов с респондента только в том случае, если он осуществляет свою деловую деятельность на территории ОФЦ или получает прибыль с некоторых источников этой оффшорной страны.
4. В некоторых же оффшорах очень высокие ставки налогообложения. Но в случае, если компании осуществляют деятельность, которая способствует развитию станы, является легальной (соответствует всем нормативных актам страны), то государство предоставляет перечень льгот, значительно снижающих налоговый процент.
Всего существует более 50 вышеописанных «зон». Список юрисдикций ежегодно пополняется. И даже попросту не существует единого перечня, каждая страна или компания составляет свой собственный. Каждый из центров выбирается исходя из преследуемых целей и проводимой экономической деятельности.
При участии оффшорной компании Ф1 предлагает свой товар оффшорной фирме по заниженной цене, которая выступит «посредником», и заплатит в бюджет сниженный налог на прибыль. Оффшорная компания продаст товар по «реальной» стоимости компании Ф2, не заплатит налога от сделки. Следовательно, экспортеру достанется не облагаемая налогом прибыль, которая будет выведена на его счет в иностранном банке (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Схема с участием оффшорной фирмы
Очень похожая схема с участием посредника в оффшорах может быть осуществлена при приобретении недвижимости за рубежом. В этом случае руководитель оффшорной компании приобретет и зарегистрирует имущество на себя, а налог уплачен не будет [1].
В России исторически очень большой процент базиса экономики (аэропорты, предприятия, порты) контролируются из оффшорных зон. Таким образом, огромные финансовые средства не могут быть затронуты государственной налоговой системой. В 2013 г. Президентом было дано поручение вывести бизнес из ОФЦ и начать облагать его доходы по российским налоговым правилам. Отметим, что данная политики сработала довольно успешно и к 2015 г. чистый отток капитала из РФ упал до 56,9 млрд. долларов, что в 2,7 раза меньше, чем в 2014 г. (153 млрд. долларов) [5].
Среди причин развития оффшорного бизнеса в России выделяют: тяжелое налоговое бремя; осложненный вход на рынок и высокий уровень криминализации экономики; неблагоприятный инвестиционный климат; высокие риски инвестирования; получение доходов с использованием криминальных схем. Стремительный рост рынков мирового капитала на сегодняшний момент показал активную тенденцию, направленную на деоффшоризацию.
Среди применяемых мер выделяют: создание нормативных актов, создание институтов, призванных бороться с уклонением от уплаты налогов. Проблема состоит не только в недополучении средств государственными бюджетами, а в том, что это является «спусковым крючком» для снижения темпов инновационного развития страны и для снижения уровня жизни населения.
Бизнесу стоит очень осторожно относиться к выбору юрисдикции. До сих пор не существует определенной точки зрения на оффшорный бизнес – это дело благое или же способно лишь навредить законопослушному юридическому лицу. Пожалуй, лишь в исключительном и очень узком применении данная форма организации ведения экономической деятельности может быть полезна и эффективна при снижении издержек компаний.
Литература:
1. Грищенко Ю.И. Оффшорный бизнес в России и за рубежом // Финансовый менеджмент. 2018. № 3. С. 65-79.
2. Гудимов А.А., Коротких В.И. К вопросу об оффшорных зонах // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ. 2020. С. 136-137
3. Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны): Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.11.2017) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 50.
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.ru/rn22/about_fts/inttax/oppintevasion/ (дата обращения: 30.11.2021).
5. Саетова А.А. Оффшорные центры – эффективный способ снижения издержек или враг государственного бюджета? // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика. 2021. С. 91-96.