Незапланированное дополнение к циклу "Кино" : а что, собственно, обычно фотографируют в туристских походах ?
Напомню, "Кино" изначально задумывалось и писалось как отстраненный разбор наиболее распространенных ошибок и опасностей, случающихся в реальных походах - чтобы сопоставить их с походом дятловцев ; и те, кто прочел цикл, могут сами составить впечатление, насколько история похода группы Дятлова в этом плане стандартна или нестандартна.
Особых планов на продолжение "Кино" у меня не было, но недавно на каком-то (уже забыл, каком) дзен-канале попалась статья о дятловцах, в коей автор возмущался , какого плохого качества сохранившиеся из того похода фото, насколько они "неинформативны", и делал неожиданный вывод : раз хороших и "информативных" фото из похода нет, а они, якобы , ну обязательно должны были быть - значит, Те, Кто Хотел Скрыть Правду, специально уничтожили и засекретили "информативные" фото.
Сначала я удивился, а потом призадумался : а что и как, собственно, обычно фотографируют в реальном походе реальные туристы ?
Сценарий расписан, а теперь надо бы составить памятку оператору : снять "Кино" не как в Голливуде, со спецэффектами и изысками, по всем правилам композиции и освещения, а так, как его фиксируют через видоискатели фотоаппаратов сами участники нашей абстрактной тургруппы .
И надо сразу уточнить : речь идет именно о фотографировании ! Мне приходилось снимать в походах и киноролики, и при съемке на кинокамеру выбор сюжетов совершенно другой - иногда противоположный тому, что фотографируется ! Эту разницу я коротко объясню в конце материала.
Поищем, значит, закономерности (если не сказать - банальщину) в выборе сюжетов, характерных для походных фото...
Но сначала -
Небольшое отступление об "информативности"
Упомянутый автор в качестве примера "неинформативного" снимка приводит и знаменитое фото "военного совета в Филях", вот это :
Ворчание упомянутого автора по поводу данного снимка: ноги не видно - поэтому рост людей сопоставить нельзя, чем занимаются - непонятно, место неопределяемое. А потому - кадр "неинформативен", вот !
Ладно, посмотрим на кадр по-другому : увеличим часть снимка в области, выделенной черной рамкой :
Тут худо-бедно просматриваются примерно одинаковые по длине треки снежинок (подчеркнуты оранжевым) ; полагая , что снежинки пролетают совсем вблизи корпуса человека за ними (это Дятлов), оцениваем длину треков сантиметров в 30. При самой вероятной для такого пасмурного освещения выдержке 1/30 c получаем скорость ветра в момент съемки порядка 9-10 м/c (реально-меньше, т.к. снежинки ближе к фотографу, но максимум скорости ветра мы узнали !). По шкале Бофорта - "Свежий ветер. Качаются тонкие стволы деревьев" (что и заметно на заднем плане).
"Неинформативно" или как ?
Информативность зависит от того, какую инфу мы ищем. Например, все сохранившиеся фото с Золотаревым можно объявить "неинформативными" только на том основании, что нет ни одного, на котором было бы четко видно его запястье - имелся на нем пресловутый "Гена" или нет ?
Кстати, в старой статье :
уже была, вскользь, предпринята попытка оценить взаимоотношения в группе Дятлова на основании сохранившихся фото похода.
А теперь вернемся к теме:
Что и как фотографируется в походах
Во-первых, оператору для нашего вымышленного "Кино", представляющего абстрактную, среднестатическую туристскую группу, придется забыть почти все, чего ему учили, а в первую очередь - правилам построения композиции. Потому что и сейчас, когда у всех имеются фотокамеры в кармане (на смартфоне), подавляющее большинство не умеет толком строить композицию, и самое распространенный прокол из этого ряда - снимая человека или группу в полный рост, им вечно обрезают ноги, поскольку фотограф нацелился на лица. Тот же "совет в Филях" в этом смысле - совершенно эталонен, и почти все фото у дятловцев - в том же духе, с неважным построением композиции. Но это как раз нормально !
И во-вторых, сейчас-то можно сделать серию цифровых кадров с одним сюжетом, потом посмотреть, что получилось, и оставить удачный кадр, а остальные удалить ; при съемке же на фотопленку кадры экономили !
Один щелчок - и хватит, а удачно вышло или нет - выяснится после распечатки фото уже дома. Поэтому на один сюжет тратилось один-два кадра ; и если при проявке какой-то кадр был частично испорчен, то тут уж ничего не поделаешь - дубликатов нет, любуйся испорченным.
И , главное, не фотографировалось вообще все подряд, что попалось на глаза !!!
Запомнив это, перейдем к основным сюжетам походной фотографии и разберем, что в оставшихся от похода группы Дятлова фотографиях совершенно обычно, а что должно было бы быть, но нет, и почему нет.
Лучше всего было бы иллюстрировать дятловские фото такими же старыми фото из походов других групп - их современников ; но в интернете тяжело найти фотоархивы туристов 1950-80-х , поэтому я воспользовался собственным фотоархивом, смысл сопоставления от этого не меняется.
Самые редкие сюжеты в походных фото
Если походный фотограф не сильно озабочен заранее созданием документальной летописи похода , а снимает только для себя, на память, то он просто не тратит кадры ценной пленки на то, что считает рутинным и потому малоинтересным !
Например :
Бивачные работы
В игровых фильмах процесс расчистки площадки под палатку и установки палатки - весьма любимый и частый сюжет, но в реальных спортивных походах бивачные работы попадают в кадр крайне редко !
Во-первых, это занятие кажется участнику похода привычным и неинтересным, а во-вторых, и самое главное : в серьезном походе, как правило, бивачными работами заняты все одновременно - фотографировать просто некогда !
В своих архивах за 20 лет я так и не нашел кадров на эту тему, а у дятловцев он только один, (т.е. два, но в одном и том же месте) - зато знаменитый ! :
Считается, что на этом фото дятловцы расчищают место для палатки, но из-за упомянутой редкости "бивачного" сюжета тут скорее два варианта : либо 1) это все же не подготовка к стоянке, либо 2) дятловцы сочли установку бивака в таких условиях уже отнюдь не рутинной, и потому потратили на фото пару кадров пленки. Я склоняюсь ко второму - но тогда получается, что, ставя палатку на склоне, группа Дятлова уже чувствовала себя отнюдь не в привычной обстановке , мягко говоря.
Заготовка дров
Заготовка дров - еще одна рутина из группы бивачных работ , редко удостаивающаяся фотографирования, да и то - скорее по каким-то другим причинам, а не чтобы показать, как рубятся дрова. Из последнего похода группы Дятлова таких фотографий нет.
Готовка и еда в серьезном походе
Как ни странно, в серьезном многодневном походе готовка и трапеза тоже редко попадает на фото, и тоже в основном по каким-то вспомогательным поводам. Просто при нормированном однообразном меню с выдачей парой печенек на обед каждому это тоже воспринимается как рутина. Мы, например, нашли грибы - приятный сюрприз. А у дятловцев поводов, похоже, не нашлось, кроме дня рождения с мандаринками - но эти посиделки, судя по полному отсутствию фото с днюхи, происходили уже в вечерней темноте, у костра.
Нет, у любого туриста в архивах найдется множество фотографий с готовкой на костре и последующими посиделками - но в 90% случаев это наверняка окажется фото из простых , на пару-тройку дней, вылазок, в крайнем случае - в самом начале сложного длительного похода, пока походное меню еще не осточертело . Как, например, на этом фото :
Если резюмировать, то получится, что условному оператору нашего условного кино , если следовать логике походной фотографии, придется отказаться от съемок практически всех чисто бытовых сюжетов похода - установки палатки, готовки еды , трапезы - хотя в игровых фильмах такие сюжеты и разговорчики в процессе, наоборот, очень даже любят.
Ну а что тогда нашему оператору снимать-то ?
Частые и чуть ли не обязательные сюжеты в походной фотосъемке
Если некоторые вещи в походах фотографируются редко, прежде всего по причине занятости, то другие, наоборот, частенько снимаются именно потому, что можно расслабиться и есть время сделать пару кадров.
Утренние посиделки и сборы
Если при установке лагеря, как правило, времени на фотографирование почти никогда нет, да и делается это часто в сумерках, при плохом освещении, то утром все наоборот - перед сворачиванием лагеря, когда еще все расслаблены, очень часто фотографируются и лагерь, и группа за завтраком.
Исходя из общего правила, что снимки лагеря обычно делаются не при его установке, а при утренних сборах, можно оценить, когда было сделано и вот это фото :
Обеды и перекусы на привалах
То же самое и с обеденными перекусами днем, на привалах - в отличие от бивачных работ, если готовится горячая еда, то обычно кто-то свободен и охотно фотографирует происходящее.
Но дятловцы, похоже, днем на поиски дров и разведение костра времени не тратили - перекусывали всухомятку.
-----------------------------------------------------
( ---- продолжение следует ---- )
#Группа дятлова #спортивный туризм #фотография