Найти тему
2,1K подписчиков

Группа Дятлова: Кино. Памятка оператору (начало)

983 прочитали

Незапланированное дополнение к циклу "Кино" : а что, собственно, обычно фотографируют в туристских походах ?

Незапланированное дополнение к циклу "Кино" : а что, собственно, обычно фотографируют в туристских походах ?

Напомню, "Кино" изначально задумывалось и писалось как отстраненный разбор наиболее распространенных ошибок и опасностей, случающихся в реальных походах - чтобы сопоставить их с походом дятловцев ; и те, кто прочел цикл, могут сами составить впечатление, насколько история похода группы Дятлова в этом плане стандартна или нестандартна.

Особых планов на продолжение "Кино" у меня не было, но недавно на каком-то (уже забыл, каком) дзен-канале попалась статья о дятловцах, в коей автор возмущался , какого плохого качества сохранившиеся из того похода фото, насколько они "неинформативны", и делал неожиданный вывод : раз хороших и "информативных" фото из похода нет, а они, якобы , ну обязательно должны были быть - значит, Те, Кто Хотел Скрыть Правду, специально уничтожили и засекретили "информативные" фото.

Сначала я удивился, а потом призадумался : а что и как, собственно, обычно фотографируют в реальном походе реальные туристы ?

Сценарий расписан, а теперь надо бы составить памятку оператору : снять "Кино" не как в Голливуде, со спецэффектами и изысками, по всем правилам композиции и освещения, а так, как его фиксируют через видоискатели фотоаппаратов сами участники нашей абстрактной тургруппы .

И надо сразу уточнить : речь идет именно о фотографировании ! Мне приходилось снимать в походах и киноролики, и при съемке на кинокамеру выбор сюжетов совершенно другой - иногда противоположный тому, что фотографируется ! Эту разницу я коротко объясню в конце материала.

Поищем, значит, закономерности (если не сказать - банальщину) в выборе сюжетов, характерных для походных фото...

Но сначала -

Небольшое отступление об "информативности"

Упомянутый автор в качестве примера "неинформативного" снимка приводит и знаменитое фото "военного совета в Филях", вот это :

Фото с камеры Кривонищенко. Из открытых источников
Фото с камеры Кривонищенко. Из открытых источников

Ворчание упомянутого автора по поводу данного снимка: ноги не видно - поэтому рост людей сопоставить нельзя, чем занимаются - непонятно, место неопределяемое. А потому - кадр "неинформативен", вот !

Ладно, посмотрим на кадр по-другому : увеличим часть снимка в области, выделенной черной рамкой :

Схема автора
Схема автора

Тут худо-бедно просматриваются примерно одинаковые по длине треки снежинок (подчеркнуты оранжевым) ; полагая , что снежинки пролетают совсем вблизи корпуса человека за ними (это Дятлов), оцениваем длину треков сантиметров в 30. При самой вероятной для такого пасмурного освещения выдержке 1/30 c получаем скорость ветра в момент съемки порядка 9-10 м/c (реально-меньше, т.к. снежинки ближе к фотографу, но максимум скорости ветра мы узнали !). По шкале Бофорта - "Свежий ветер. Качаются тонкие стволы деревьев" (что и заметно на заднем плане).

"Неинформативно" или как ?

Информативность зависит от того, какую инфу мы ищем. Например, все сохранившиеся фото с Золотаревым можно объявить "неинформативными" только на том основании, что нет ни одного, на котором было бы четко видно его запястье - имелся на нем пресловутый "Гена" или нет ?

Кстати, в старой статье :

уже была, вскользь, предпринята попытка оценить взаимоотношения в группе Дятлова на основании сохранившихся фото похода.

А теперь вернемся к теме:

Что и как фотографируется в походах

Во-первых, оператору для нашего вымышленного "Кино", представляющего абстрактную, среднестатическую туристскую группу, придется забыть почти все, чего ему учили, а в первую очередь - правилам построения композиции. Потому что и сейчас, когда у всех имеются фотокамеры в кармане (на смартфоне), подавляющее большинство не умеет толком строить композицию, и самое распространенный прокол из этого ряда - снимая человека или группу в полный рост, им вечно обрезают ноги, поскольку фотограф нацелился на лица. Тот же "совет в Филях" в этом смысле - совершенно эталонен, и почти все фото у дятловцев - в том же духе, с неважным построением композиции. Но это как раз нормально !

И во-вторых, сейчас-то можно сделать серию цифровых кадров с одним сюжетом, потом посмотреть, что получилось, и оставить удачный кадр, а остальные удалить ; при съемке же на фотопленку кадры экономили !

Один щелчок - и хватит, а удачно вышло или нет - выяснится после распечатки фото уже дома. Поэтому на один сюжет тратилось один-два кадра ; и если при проявке какой-то кадр был частично испорчен, то тут уж ничего не поделаешь - дубликатов нет, любуйся испорченным.

И , главное, не фотографировалось вообще все подряд, что попалось на глаза !!!

Запомнив это, перейдем к основным сюжетам походной фотографии и разберем, что в оставшихся от похода группы Дятлова фотографиях совершенно обычно, а что должно было бы быть, но нет, и почему нет.

Лучше всего было бы иллюстрировать дятловские фото такими же старыми фото из походов других групп - их современников ; но в интернете тяжело найти фотоархивы туристов 1950-80-х , поэтому я воспользовался собственным фотоархивом, смысл сопоставления от этого не меняется.

Самые редкие сюжеты в походных фото

Если походный фотограф не сильно озабочен заранее созданием документальной летописи похода , а снимает только для себя, на память, то он просто не тратит кадры ценной пленки на то, что считает рутинным и потому малоинтересным !

Например :

Бивачные работы

В игровых фильмах процесс расчистки площадки под палатку и установки палатки - весьма любимый и частый сюжет, но в реальных спортивных походах бивачные работы попадают в кадр крайне редко !

Во-первых, это занятие кажется участнику похода привычным и неинтересным, а во-вторых, и самое главное : в серьезном походе, как правило, бивачными работами заняты все одновременно - фотографировать просто некогда !

В своих архивах за 20 лет я так и не нашел кадров на эту тему, а у дятловцев он только один, (т.е. два, но в одном и том же месте) - зато знаменитый ! :

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Считается, что на этом фото дятловцы расчищают место для палатки, но из-за упомянутой редкости "бивачного" сюжета тут скорее два варианта : либо 1) это все же не подготовка к стоянке, либо 2) дятловцы сочли установку бивака в таких условиях уже отнюдь не рутинной, и потому потратили на фото пару кадров пленки. Я склоняюсь ко второму - но тогда получается, что, ставя палатку на склоне, группа Дятлова уже чувствовала себя отнюдь не в привычной обстановке , мягко говоря.

Заготовка дров

Заготовка дров. Но я, собственно, снимал пару, а дрова тут вторичны. Фото автора, с негатива .
Заготовка дров. Но я, собственно, снимал пару, а дрова тут вторичны. Фото автора, с негатива .

Заготовка дров - еще одна рутина из группы бивачных работ , редко удостаивающаяся фотографирования, да и то - скорее по каким-то другим причинам, а не чтобы показать, как рубятся дрова. Из последнего похода группы Дятлова таких фотографий нет.

И. Дятлов с дровами. Дрова заготавливались в лесу и неслись на перевал, в безлесую зону вот так. Поход 1958 г с П. Бартоломеем. Из открытых источников
И. Дятлов с дровами. Дрова заготавливались в лесу и неслись на перевал, в безлесую зону вот так. Поход 1958 г с П. Бартоломеем. Из открытых источников

Готовка и еда в серьезном походе

На восьмой день марша нам попалось местечко с морем грибов (степных вешенок), чем мы и воспользовались, чтобы разнообразить меню. Фото автора, со слайда
На восьмой день марша нам попалось местечко с морем грибов (степных вешенок), чем мы и воспользовались, чтобы разнообразить меню. Фото автора, со слайда

Как ни странно, в серьезном многодневном походе готовка и трапеза тоже редко попадает на фото, и тоже в основном по каким-то вспомогательным поводам. Просто при нормированном однообразном меню с выдачей парой печенек на обед каждому это тоже воспринимается как рутина. Мы, например, нашли грибы - приятный сюрприз. А у дятловцев поводов, похоже, не нашлось, кроме дня рождения с мандаринками - но эти посиделки, судя по полному отсутствию фото с днюхи, происходили уже в вечерней темноте, у костра.

Нет, у любого туриста в архивах найдется множество фотографий с готовкой на костре и последующими посиделками - но в 90% случаев это наверняка окажется фото из простых , на пару-тройку дней, вылазок, в крайнем случае - в самом начале сложного длительного похода, пока походное меню еще не осточертело . Как, например, на этом фото :

Фото 1956 г. Считается, что это фото из похода Дятлова (он крайний справа) по Восточным Саянам, но в том походе не было девушек. Скорее , это поход в тот же году по р. Чусовой , длительностью всего 3 дня, зато на 50 человек. А если Саяны, то скорее - аналог 41 квартала, посиделки с местными жителями, а не сам поход. Из открытых источников
Фото 1956 г. Считается, что это фото из похода Дятлова (он крайний справа) по Восточным Саянам, но в том походе не было девушек. Скорее , это поход в тот же году по р. Чусовой , длительностью всего 3 дня, зато на 50 человек. А если Саяны, то скорее - аналог 41 квартала, посиделки с местными жителями, а не сам поход. Из открытых источников

Если резюмировать, то получится, что условному оператору нашего условного кино , если следовать логике походной фотографии, придется отказаться от съемок практически всех чисто бытовых сюжетов похода - установки палатки, готовки еды , трапезы - хотя в игровых фильмах такие сюжеты и разговорчики в процессе, наоборот, очень даже любят.

Ну а что тогда нашему оператору снимать-то ?

Частые и чуть ли не обязательные сюжеты в походной фотосъемке

Если некоторые вещи в походах фотографируются редко, прежде всего по причине занятости, то другие, наоборот, частенько снимаются именно потому, что можно расслабиться и есть время сделать пару кадров.

Утренние посиделки и сборы

Киргизия. Утро, перед выходом. Со слайда. Фото автора
Киргизия. Утро, перед выходом. Со слайда. Фото автора
Поставленная с вечера походная баня утром, перед разборкой. Со слайда. Фото автора
Поставленная с вечера походная баня утром, перед разборкой. Со слайда. Фото автора

Если при установке лагеря, как правило, времени на фотографирование почти никогда нет, да и делается это часто в сумерках, при плохом освещении, то утром все наоборот - перед сворачиванием лагеря, когда еще все расслаблены, очень часто фотографируются и лагерь, и группа за завтраком.

Было бы очень странно, если бы дятловцы обошлись без стандартного утреннего снимка. Из открытых источников
Было бы очень странно, если бы дятловцы обошлись без стандартного утреннего снимка. Из открытых источников

Исходя из общего правила, что снимки лагеря обычно делаются не при его установке, а при утренних сборах, можно оценить, когда было сделано и вот это фото :

1958 г. Полярный Урал, группа П. Бартоломея. Здесь практически наверняка сворачивание палатки перед утренним выходом, а не установка ее вечером - работает только один человек, остальные расслаблены. Фото из открытых источников
1958 г. Полярный Урал, группа П. Бартоломея. Здесь практически наверняка сворачивание палатки перед утренним выходом, а не установка ее вечером - работает только один человек, остальные расслаблены. Фото из открытых источников

Обеды и перекусы на привалах

Привал и обед с горячим чаем. С негатива . Фото автора
Привал и обед с горячим чаем. С негатива . Фото автора

То же самое и с обеденными перекусами днем, на привалах - в отличие от бивачных работ, если готовится горячая еда, то обычно кто-то свободен и охотно фотографирует происходящее.

Но дятловцы, похоже, днем на поиски дров и разведение костра времени не тратили - перекусывали всухомятку.

Тут явный привал именно ради перекуса - Зина что-то жует. Из открытых источников
Тут явный привал именно ради перекуса - Зина что-то жует. Из открытых источников

-----------------------------------------------------

( ---- продолжение следует ---- )

#Группа дятлова #спортивный туризм #фотография