Вот тут я рассказывал о том, как старшая школа мешает готовиться к ЕГЭ. Сейчас опишу все "широким мазком" в нескольких абзацах.
В тех школах где я работал и в школе моей дочери дети 10-11 классов "учатся" спустя рукава. Есть там красивые, но невнятные "предметы" типа "Проекта" или "Разговора о важном" (бывший классный час), где ничего стоящего учителя не дают. Есть "пустяковые" предметы типа ОБЖ, физкультуры, биологии и др., куда многие часто просто не ходят, а отметки выставляются "потому что надо". И есть предметы, сдавать которые большинство детей не собирается.
Дети разделены на классы по профилям обучения. Так вот, дети "хим-био профиля" в большей или меньшей степени считают ненужными предметами, например, литературу и географию. Курс по этим предметам, к тому же, сокращен. Совершенно очевидно, поэтому, что и учителя относятся к преподаванию таких "невнятных", "пустяковых" и "не нужных" предметов соответственно: "Не нужно вам, не нужно и нам".
Такое положение дел вполне осознается всеми "участниками образовательного процесса", кроме, может быть, родителей. Доказательством тому служит долго разрабатываемая и наполняемая заданиями "Московская электронная школа" (МЭШ). Подавляющее большинство заданий в ней можно охарактеризовать как "маловнятная имитация", которую, тем не менее, настойчиво "трамбовали" в школьную действительность с самых верхов. Во второй части этого видео я показывал как и какие домашние задания получают старшеклассники "на дом".
Так вот, подобная организация "образовательного процесса" мешает родителям и репетиторам учить детей. Ведь если предмет в расписании есть, то на него надо хотя бы иногда ходить, пусть он и является "ненужным". Да и пропустить его можно только если в расписании он стоит первым или последним. Ребенок туда приходит, ему на уроке в лучшем случае нормально преподают минимум, что бывает не часто. Обычно там либо замена, либо какое-то мероприятие, либо разговор ни о чем, либо учитель подает материал одним из описанных в том же видео способов: бубнит, зачитывая со слайдов, предлагает самим прочитать какой-то текст, а домашнего задания не задает.
Вот и приходится ребенку, потратив время и силы на такой "урок", самостоятельно с нуля изучать параграф под присмотром родителей. Если они хотят, чтобы он хоть что-то понимал, например, из географии. А потом приходится бежать к репетиторам. Все это, как можно понять, за счет того времени, которое могло бы быть потрачено, к примеру, на общение со сверстниками "вживую", а не "онлайн". Или на чтение книги. А может быть на игру в шахматы или на просмотр фильма в кругу семьи...
Вот это я и имел в виду, когда говорил, что старшая школа мешает учиться. Дома, под обычным родительским вниманием, ребенок и "ненужные" предметы неплохо освоит по учебникам, и к ЕГЭ подготовится с родителями или репетиторами и на полноценную социализацию и увлечения время останется. БЫ. Так было бы, если бы не школа... Ну, а учитывая школу, приходится крутиться и сокращать время на некоторых "второстепенных" направлениях. Если родителям вообще до этого.
Но такое фактическое положение вещей видят и "на верху". И, кроме того, лично для меня очевидно, что из года в год снижаются результаты ЕГЭ. Подозреваю, что они упали уже на такой уровень, ниже которого "опускать планку" не хотят даже наши "верхи"...
Пара слов о планке. Есть минимальное количество баллов ЕГЭ, которое позволяет считать, что ребенок обучен. Есть такое же количество, при котором считается, что он обучен хорошо. И, соответственно, на отлично тоже имеется свой уровень. Я думаю легко понять, что, во-первых, в зависимости от сложности заданий все эти три уровня будут более или менее ценными. А во-вторых, влиять на трехуровневую планку можно искусственно, сокращая или повышая необходимое для "взятия барьера" количество баллов. На первых секундах этого видео Первого канала об этом говорится прямо. Это потом данная информация стала закрыта для общественности...
Так вот. Власти, с одной стороны, увидели фактическое положение вещей. А с другой стороны, лично для меня очевидно, что сильно снизился уровень сдачи ЕГЭ. Иначе, изменения, о которых пойдет речь далее, не понадобились бы. Два этих обстоятельства и побудили чиновников искать решение. Оно и было найдено. В духе времени, так сказать.
С января 2023 года одиннадцатиклассники начнут "учиться" по-новому. Пока только они. Подозреваю, что данные планы потом будут расширены и на "десятку", ибо отлично укладываются в логику профильных классов, ЕГЭ и т.п. О чем речь?
Предметы поделятся на три группы. В первую войдут те, обучение по которым прекращается с января.
Но пока пугаться рано. Для понимания понадобятся следующие два списка. По предмету из второго списка обучение в обязательном порядке продолжится для всех манкуртов детей в размере... одного часа в неделю. Вот список предметов:
Оцениваем его следующим образом. Смотрим первые два предмета. В обязательном порядке все дети будут проходить литературу на базовом уровне. А некоторые из них, те, которые будут сдавать ЕГЭ по литературе будут проходить еще и литературу на углубленном уровне. Или, к примеру, история. Предполагается, что те, кто не будет сдавать ЕГЭ по истории, удостоятся лишь одного часа (40 минут) в неделю.
Ну и третий список – предметы, по которым будут "организованы тренинги по подготовке к ЕГЭ".
Чем, кроме количества часов, тренинг будет отличаться от урока коллеги мне пока объяснить не могут. Что касается этого количества, то дело тут в следующем. В неделю положено 34 учебных часа на одиннадцатиклассника. Из этого количества нужно вычесть 5 часов (ПЯТЬ) на обучение по предметам из второго списка. По одному часу на литературу, математику, историю, обществознание и физкультуру. При этом иностранный язык, физика, химия, ОБЖ и другие предметы, как ненужные, исключаются вовсе для всех, кто не сдает по ним ЕГЭ.
Остается 29 часов в неделю. Все они будут заняты тренингами. На тренингах детей будут "натаскивать" (любимое наше слово, да?) на ЕГЭ. Об этом прямо пишут в третьем списке - перечитайте. То есть, не обучение по предмету, а тренинг )))
Сразу возникает вопрос. Ну, ладно. Пока оставим разговор о совершенно "не нужных" детям в 11 классе предметах. Хотя там вопросов "выше крыши". Например, в нынешней действительности детям не нужен курс ОБЖ (в 11 классе у дочери не ведется вообще) с первой помощью, контр-террористическими операциями, основными знаниями об армии и т.д? Но, повторяю, опустим все эти вопросы. Возникает другой вопрос. А сколько часов по оставшимся предметам было до этого.
Вот на этом сайте вы сами можете открыть любую примерную программу (только не путайте обычную программу с программой углубленного уровня) и посмотреть, сколько часов отводится на массовое изучение предмета:
Так, на историю в 11 и 10 классах выделено два часа в неделю. Их крайне мало, поверьте. Можете открыть учебник, посмотреть количество параграфов и посчитать количество учебных недель за вычетом праздников, каникул, и еще нескольких недель на замены, различные мероприятия и т.д. Потом одно поделить на другое и прикинуть сколько страниц учебника предполагается изучить за эти два сорокаминутных "часа" в классе. Или просто поверить мне: в лучшем случае будет пройдено две трети учебника. В десятом классе, например, мы не прошли и одной трети, при использовании хваленного, навязанного известными заболеваниями, дистанционного образования. И теперь эти два часа истории для одиннадцатиклассников сокращаются до одного...
Москва в этом начинании выступает в качестве "пилотного" региона. Это значит, что в случае "успешного опыта" последует попытка распространения данной схемы на всю терпеливую Россию-матушку.
Из области домыслов: я задаюсь вопросом, а почему только 11 класс? И отвечаю себе – потому что начинать надо с малого, чтобы не сильно тревожить людей.
Задаюсь вопросом, почему сейчас? Почему в такое тяжелое время? И ответ меня сильно печалит.
Кто-то спросит: а может быть так лучше? Может быть, начнут учить? Не начнут. Проблема не в количестве уроков, а в отношении общества и государства к образованию и, значит, в дисциплине на уроке и в уровне мотивации учеников, и в качестве преподавания и т.д. Поменять все это наплевательским отношением на половину предметов и увеличением времени преподавания другой половины - задумка наиглупейшая.
Переходите на рутуб-канал, подписывайтесь, спорьте и комментируйте. Там мы разговариваем с ценителями о том, о чем не разговаривает никто.