Найти тему
Журнал "Лучик"

Загадочное и необъяснимое в фильме «Холодное лето 53-го»

Оглавление

Начну с совпадения. Вчера прочёл такую фантазию на тему "Собачьего сердца":

Десять лет спустя. Все герои оказываются в одном лагере, хотя и по разным статьям. И Преображенский, и Борменталь, и Швондер, и Шариков.
Оказывается, что в новых условиях различия между ними не столь велики. Все хотят жить и есть. Того же, чего хотел Шариков когда-то. Но до финала дойдет лишь один. Мой выбор - Борменталь.
После освобождения, в каком-то тряпье, со стальными зубами, с мешком, в драной шапке, стоит зимой перед Калабуховским домом и вспоминает...

(Автор – Георгий Веселовский.)

Разумеется, я сразу вспомнил финальную сцену фильма "Холодное лето 53-го", где герой Приёмыхова, бывший фронтовик-разведчик, бывший лагерник по кличке Лузга, идёт по бульвару, встречает такого же, как он, бывшего лагерника и просит у него прикурить.

Вспомнил, потому что буквально накануне это фильм пересматривал. Начало и конец. Середина, там где бегают и стреляют, со временем стала неинтересна, а вот начало и конец...

Вообще, на мой взгляд, это один из последних добротных масштабных советских фильмов – наряду с тем же "Собачьим сердцем". Сценарий его, конечно, уже подпорчен "перестроечностью". Например, капитан рейда и начальник фактории излишне карикатурны, этакие прямолинейные подлецы, хотя это не очень заметно, сценарная простота нивелируется великолепной игрой актёров. Или вот: капитан Басаргин, пробыв в плену меньше суток, попадает в лагерь. Как-то это слишком "по-огоньковски"... (Или мы чего-то в этой истории с пленом не знаем.)

Ну а в конце, эта сцена, когда вдова профессора Скоробогатова держит в руке переданные ей Лузгой очки мужа, – держит и не глядит на них, будто боится встретиться с ним глазами, – она пробирает почти до слёз.

-2

Сколько сейчас их хлопотливо оправдывающемуся перед Лузгой сыну? Лет тридцать? Значит, когда отца "взяли", было около двадцати. Студент. Жизнь впереди. Она (жена, вдова – крохотная великолепная роль Елизаветы Солодовой) приняла тяжёлое решение – отречься от мужа, чтобы спасти сына. (Возможно, был там и кто-то третий, какой-то "покровитель", который "помог" – не хочется думать, какой ценой.) Вот почему ей так трудно оторвать глаза от тарелки.

-3

Но она находит силы – и смотрит мужу в глаза. Не зрителю, конечно. Это она сейчас с ним... молчит. Нет, это не предательство, не измена. Разве бы он сам не пожертвовал собой, чтобы спасти сына? Это тяжкая участь и долг женщины – "заботиться о потомстве". Даже – ценой убийства чего-то внутри себя...

Кстати, эта великолепная сцена вызывает в памяти две очень похожие сцены в фильме "Семнадцать мгновений весны". Не по смыслу похожие – по режиссуре и актёрской игре. Об одной вы сейчас уже догадались, а вторая – можно потом посмотреть здесь.

В общем, понятно, как семье "политического" удалось сохранить роскошную квартиру в доме на Яузском бульваре. А вот что непонятно. Вы обратили внимание, как одет Лузга – капитан Басаргин?

-4

Модное пальто, белоснежная сорочка, костюм... Старик, у которого он на бульваре попросил прикурить, совсем не так выглядит. Что произошло за те два года, которые прошли с тех пор, как он подбирал окурки?

-5

На "просто так" – на небрежность реквизиторов и художника по костюмам не спишешь. Тот же старик одет "правильно". Тут есть какая-то недосказанность. Мы опять чего-то о капитане Басаргине не знаем. Чего? Ваши версии?

У меня их две – "хорошая" и "плохая". Против "хорошей" говорит чемоданчик в его руке. Если предположить, что к вдове Скоробогатова он идёт уже после того, как побывал, например, у фронтовых друзей или дома, где его "приодели", то почему чемоданчик? (Кстати, после ссылки ему наверняка вообще в Москву не положено. Может из-за "101-го километра" на свой страх и риск рванул, отсюда и чемоданчик?)

Вторую версию излагать не хочется... Интересно, а вы догадаетесь? (Придёт ли вам на ум такая гадость, или это только я такой испорченный...)

Подсказка: обратите внимание на его боевые навыки. На его приобретённый в лагере цинизм (вспоминаем начало фильма). Единственный человек, с которым он был искренен, девушка Шура, убита. Копалыч (профессор Скоробогатов) убит. Милиционер Манков – персонаж, вызывавший уважение, убит.

А начальник фактории и капитан рейда – подлая, трусливая шушера – живы. И наверняка процветают. Понимаете, куда могло качнуть иссхошего снаружи и изнутри бывшего разведчика?

Кстати, одну похожую историю о бывшем разведчике мы знаем... Похожую, да не очень.

-6

Послесловие

...Откуда мы знаем, что капитан Басаргин "хороший"? Потому что показывает фокусы и слушает наивный щебет Шуры? Потому что мстит бандиту за её смерть и вообще – сражается с бандитами? Потому что презирает начальника фактории и капитана рейда?

А вдруг после показанных в фильме событий Басаргин не "вписался" в мирную и вольную (относительно вольную) жизнь, вдруг стал мстить? Мстить – миру, в котором ему сломали жизнь, в котором достойные люди погибли, а гады избежали наказания и процветают?

Как там... "Не верь, не бойся, не проси!"

Да, невозможно предположить, что Басаргин стал бандитом (и именно поэтому так хорошо "упакован" в финале фильма) – но невозможно по нравственной и эстетической логике фильма. А по житейской?

Вот вы тут за это насовали автору полную панамку. Согласен, правильно, поделом ему. "Но есть нюанс".

Тут же есть ещё одно неприятное предположение. Что вдова профессора не просто отреклась от мужа, но и воспользовалась "покровительством" какого-нибудь вожделеющего её влиятельного негодяя (уж не доносчика ли?.. уж не для того ли и сочинившего донос?), именно поэтому "члены семьи врага народа" живут в такой роскошной квартире. (Ведь, чтобы сохранить свободу, отречения бы хватило, а вот чтобы сохранить привилегии – нет.) И на это почему-то не обратил внимания. За мужчину вступились, а за женщину?

Никого ни в чём не обвиняю – сам во всём виноват. Просто обратите внимание.

Читайте ещё:

Идеальный Шарапов, или Почему «Место встречи» – это... комедия?

-7

Три самых пронзительных женских взгляда в советских фильмах

-8

Хотите получать настоящий "Лучик" по электронной почте? Оформите электронную подписку! Перейдите по ссылке и, заполняя форму вверху страницы, на втором шаге в строке "Версия журнала" выберите опцию "Электронная версия журнала".

-9