Найти тему
Территория знаний

Основные правила распевания

1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.

2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины диапазона. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые ребенок взять просто не может, спускаются вниз.

3.Упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более.

4. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяются, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока.

5. Если выполняя упражнения с ребенком, слышим, что его голос сегодня «как-то не звучит», то распевать нужно более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме, необходимо уделить распевке больше времени, чем обычно.

6. При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.

Начать распевание следует с упражнения, направленного на работу дыхания. Упражнение на глухие согласные буквы «ч-ч-ч-ш-ш-ш» или «с-с-с-ф-ф-ф» позволяет освоить начальные навыки дыхания и научиться правильно его распределять. Произнося данные буквы в подвижном темпе, ощущаем работу мышц диафрагмы в виде частых сокращений, рефлекторно расслабляя и напрягая мышцы живота.

Далее, можно приступить к работе над звуковедением. В этот процесс входит: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка грудного и головного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, рекомендуется применять в работе следующие упражнения.

Упражнение на звук «М» закрытым ртом очень хорошо тренирует все резонаторы. Пение в «маску» (имеется ввиду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью) подразумевает направление звука вперед, делает звук более светлым и объемным.

Зубы должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком звуке. Упражнение следует начинать пошагово, вначале разогревая грудной резонатор от «си» малой октавы до «фа» первой, далее - головной регистр от ноты «соль» первой октавы, двигаясь вверх по полутонам с учетом комфортного для ребенка диапазона.

В большинстве случаев у детей младшего возраста зажаты мышцы лица. На расслабление мышц губ и щек необходимо использовать в работе распевку на слог «бр». Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины.

Извлечение слога «бр» происходит закрытыми и, вместе с тем, расслабленными губами. Во избежание форсированного звукоизвлечения данное упражнение следует петь только на головном регистре.

Начав с ноты «Ми бемоль» первой октавы, петь восходящие и нисходящие пятиступенные звукоряды, двигаясь вверх и вниз по полутонам до предельно крайних нот.

Применить тот же нотный пример на основе квинтового звукоряда можно и для формирования «певческой маски».

Пение на улыбке, когда мышцы щек должны быть приподняты, осветляет звук и делает его объемным.

Неслучайно для формирования близкого и светлого звука в упражнениях выбрана буква «Р». При произнесении твердого звука «Р» кончик языка приподнят и вибрирует у альвиол.

Выполняя упражнение на звук «ррр», нужно соблюдать все перечисленные условия и сохранять такое положение аппарата на протяжении всего упражнения, особенно контролировать положение приподнятых щек при движении мелодии вниз.

Путем систематического тренажа это упражнение помогает убрать дефекты речи, например, картавость.

Первое правило вокалистов звучит так: «петь нужно на зевке».

Следуя этому правилу, необходимо объяснить ребенку понятие «вокальный зевок». Можно самостоятельно вызвать зевок и посмотреть, как себя ведет язык, глотка и небо.

Во время обычного зевка мозг дает мышцам команду – расширить глотку, опустить вниз язык, сделать глубокий вдох.

При выполнении «вокального зевка» нужно дышать диафрагмой, открыть рот, сделать зевок и задержать дыхание – после чего выпустить звук.

Опущенный язык и расширенная глотка – это первые навыки техники пения. Понять, как это осуществляется, можно используя аналогии, сопровождающиеся сходными ощущениями. Можно представить горячее пюре во рту или нагретое яйцо, при этом вызвав соответствующее состояние в воображении.

Сначала это неудобно и непривычно, но, тем не менее, надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука.

Во время зевка гортань существенно опускается ниже привычного для себя состояния, а это уже оказывает влияние на тембр голоса. Но при этом он не становится лучше или хуже, просто отличается от привычного голоса, который мы привыкли слышать во время разговора.

При правильно выполненном зевке горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, а не стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо приподнято.

В упражнении на открытый звук «А» необходимо контролировать правильное выполнение зевка, а также ровное звучание мелодии по всему диапазону.

При неправильном положении языка звук может уйти в нос или не дойти до резонаторов и будет тусклым. Особого внимания требуют нижние ноты, которые при нисходящем движении могут поддавливаться и звучать грубо и грузно.

Для освобождения нижней челюсти от зажима полезно выполнять упражнение на слог «Фа-фа-фа». В исходном положении все мышцы лица должны быть расслаблены и находиться в состоянии покоя, как будто вы спите. Сознательно отключая мимику, активно «отбрасывать» нижнюю челюсть вниз.

Освоение песен в характере кантиленного звучания подразумевает плавное, певучее исполнение на легато.

Для работы над штрихом легато хорошо подойдет распевка «Ми-мэ-ма-мо-му». Работая над этой распевкой, нужно контролировать выполнение следующих задач: петь не отдельно пять нот, а целую фразу, петь сквозь согласные, проговаривая «М» очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.

Правильное выполнение упражнения предполагает воспроизведение последовательности звуков «Ми-мэ-ма-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоты тона и сохраняя единую вокальную позицию на каждом слоге.

При необходимости можно проработать отдельно форму гласных. Можно использовать усложнённый вариант: «бри-брэ-бра-бро-бру».

Выполняя упражнение на staccato, нужно добиваться свободного, отрывистого и легкого звучания. Стаккато должно быть достаточно активным. Каждая нота должна сопровождаться толчком диафрагмы.

Эффективность работы над упражнениями будет ощутимой при соблюдении следующих правил: петь ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани, следить, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц, научиться дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять, следить за правильным дыханием и осанкой.