Мы все знаем, что ребёнок познает мир через игру. Это его главный канал открытий, в том числе и о себе.
Испокон веков в игре детей обучали правилам жизни в мире, безопасности, навыкам самообслуживания, передавали память рода.
Сегодня мы мало задумываемся о том, во что и с какими игрушками играют дети. Одни мамы не покупают мальчикам игрушечные пистолеты (это же орудие убийства), другие вообще не обращают внимания на то, что ребёнок 24 в сутки играет в компе в кровавую бойню (зато ребенок дома).
На полках детских магазинов полно монстров, а из каждого киоска улыбается плюшевый Хаггт Вагги. Вот про этого персонажа я нашла интересное мнение:
Подписываюсь под этим письмом, оказавшимся в моём поле наблюдения
Это герой компьютерной игры 12+ в жанре «survival horror» ‑ «выживание в кошмаре». По сюжету эта игрушка, монстр-убийца, ловит детей и обнимает их до смерти, пожирает. Игрушка de‑facto продаётся всем без ограничений, а маленькие дети получают информацию о сценариях игры от старших или сами находят в интернете видео.
Жуткое разрушающее влияние данной игрушки на психику детей происходит сразу на нескольких уровнях.
У детей размывается понятие о добре и зле, о недопустимости лишения человека жизни.
Появляются страхи, чувство незащищённости, которые пагубно отражаются и на физическом здоровье ребёнка.
Либо развивается агрессия, что является потенциальной опасностью для общества.
Также присутствует мнение, что данная игрушка наделена оккультным смыслом. Нарочито ярко выраженный рот куклы копирует архетипический образ «Зубастой вагины» (Vagina dentata), встречающейся в древних культах. Это часть женского тела, предназначенная для кастрации мужчины. Игры в такие предметы влияют на подсознание ребёнка, закладывается искажённое представление о себе (для девочек) и лицах противоположного пола (для мальчиков) с весьма неоднозначными последствиями.
Теряется понятие о нормальных взаимоотношениях в семье, о роли матери и отца.
Поведенческие аспекты игрушки Хаги-Ваги
По мнению Смирновой, «содержание игры зависит не столько от игрушки, сколько от социокультурного контекста жизни ребенка, от тех отношений, в которые погружен ребенок».
В компьютерной игре, где живёт Хаги‑Ваги, мы видим противостояние ребёнка и монстра, который, представляясь милым и пушистым, всячески старается убить ребёнка. Подобным образом зло прикрыто привлекательной оболочкой и в других играх, мультфильмах и игрушках западного происхождения. Часто делается акцент на сексуальность даже в игрушках для детей дошкольного возраста, что приводит к раннему интересу к теме взаимоотношения полов и развращению.
К примеру в классических «групповых» игровых сценариях, где персонажи наделяются человеческими качествами, и им присваиваются отрицательные и положительные роли, проигрывается модель поведения из окружающего ребёнка социума, которая помогает проживать разные ситуации и учит принимать верное решение.
Напротив, персонаж Хагги-Вагги и всё его окружение не несут созидательной роли. Ребёнок соотождествляя себя с игрушкой, перенимает и усваивает её модель поведения.
То есть в случае с этой куклой психологическое содержание, отражающее человеческие страхи смерти и насилия, подается ребенку сразу в инверсированном, достаточно привлекательном виде.
В результате не происходит распознания зла и его правильного проживания. Вместо этого, зло и его образы воспринимаются как забавные, ничего не значащие формы, но тем не менее тревожащие.
Эстетические аспекты игрушки
При создании характеров подобных игрушек, дизайнеры берут за основу эстетику безобразного и пугающего, добавляют новые элементы – модные наряды и макияж, помещая их в среду современных интересов и занятий. В результате этого пугающие существа (монстры, зомби, вампиры и пр.) перестают быть страшными и превращаются в привлекательных героев, с которыми можно подружиться.
Воспитатели замечают, что дети перестают играть в развёрнутые сюжетные ролевые игры, исчезает интерес к эстетичного вида традиционным игрушкам, к естественной среде, к природе, т.к. внимание акцентируется на сверхъестественном, волшебном, демоническом.
Вот так. Что думаете на этот счёт?