Найти тему
Психологион

Какую психологическую методику выбрать?

Какую психологическую методику выбрать?

****

— Что-то я запутался в психологии. Сначала мне казалось, что можно будет просто выбрать по волнующим темам психологические инструменты и просто использовать их когда нужно. А когда я углубился в эти инструменты и методики, оказалось, что этих методик просто завались. И будто каждая психологическая школа, каждый автор методики или направления хором говорят: «Выбери меня, мы самые классные, только у нас всё работает, а другие – так, фанера бутафорская». И как быть? Как выбрать?

— Жаль, что твое внимание так сильно зацепилось за тех авторов, кто громче все кричит «Только я прав, только моя методика самая крутая!». Потому что у меня лично возникает сомнение либо в наличии мозгов у этих авторов, либо в этичности их маркетинговой политики.

Если серьезно и по сути самих методик, то ты прав: психологических школ, направлений и методик действительно много. Слишком много для того, чтобы неопытный человек сразу выбрал то, что для него будет оптимальным. А с другой стороны – такой «выбор навсегда» поначалу и не нужен, потому что именно изучение разных психологических направлений помогает человеку и себя лучше понять в процессе всех этих поисков, и разные психологические инструменты попробовать на практике. Пощупать, как говорится, и оценить в деле.

Я могу тебе сказать за себя, с опорой на свой уже достаточно продолжительный и разносторонний опыт изучения методик. Я считаю, что очень справедливо высказывание: «все дороги в гору сходятся на вершине». С психологическими методиками и школами так же: с одной стороны, все эти «дорожки» могут показаться отличными друг от друга, но с другой стороны, все они призваны решать одни и те же задачи. Даже – задачу, одну. Я бы её назвал так: помочь человеку научиться справляться с львиной долей жизненных задач самостоятельно и успешно, поддерживая себя в состоянии здоровья и счастья. Если психологическое направление, благодаря включенным в него инструментам, помогает человеку решить эту главную задачу – честь ему и хвала. Если же нет, то возникает резонный вопрос: а чем оно тогда занимается? Просто пиаром «имитации личностного роста» для «относительно законного способа отъема денег у населения»?

Говоря про психологические методики, я предлагаю не искать среди них «единственно правильные». Более того, в рамках одной и той же методики, даже очень подходящей лично тебе, ты можешь найти как психологические инструменты, которые лично тебе очень полезны, так и инструменты, которые по какой-то причине либо редко тебе нужны, либо не задействуются тобой вовсе. Знаешь, это как с кухонными инструментами. Давай эту метафору возьмем, чтобы понять аналогию с инструментами психологическими. Вот у тебя на кухне сколько ножей?

— Мммм… Штук шесть, кажется… Не помню точно. Но давай остановимся на этой цифре. Допустим, шесть.

— Отлично, шесть ножей. А сколькими из них ты пользуешься постоянно или чаще остальных?

— Хм… Наверное, парочкой. Вернее, одним чаще всего, он удобен для разных задач: овощи порезать, кусочек чего-то отрезать, ну и просто какие-то мелочи, где нужно отрезать что-то еще, веревку, например. А, еще вторым периодически пользуюсь, но он удобен именно для нарезки хлеба, особенно если хлеб мягкий и нужно отрезать кусок, не сминая хлеб. Ну, да, окей, два ножа, и один из них чаще всего.

— Отлично. Удобный пример. А остальные ножи – они лучше или хуже этих двух?

— Ну, пожалуй, все хороши. Я думаю, что я еще двумя, вернее любым из двух других, мог бы заменить самый первый, которым я пользуюсь чаще всего. Но просто первым ножом я пользуюсь чаще всего по привычке. Так как-то сложилось.

— Вот и с методиками так же. Допустим, у тебя есть несколько способов расслабления: спокойное присутствие, мышечное расслабление, какая-то любимая тобой форма медитации, что-то из физических упражнений и еще что-то, способов масса. И предположим, что ты владеешь всеми этими инструментами, но при этом осознаёшь, что каким-то из них ты пользуешься чаще, интенсивнее всего. Допустим, спокойным присутствием. Делает ли это все остальные инструменты «неправильными» или какими-то еще «плохими»? – Конечно, нет. Но просто ты, попробовав их все, обнаружил, что спокойное присутствие тебе удобнее всего, оно тебе в результате твоей практики стало привычнее всего, и поэтому ты, когда хочешь расслабиться, сразу «достаешь из ящика с инструментами» именно его. Возможно, ты потом используешь в разной степени и остальные инструменты, но вот спокойным присутствием – в первую очередь.

Если взять более крупные «инструментальные психологические наборы», которые объединены в целые школы и направления, то там то же самое, просто речь идет про группу инструментов. Например, ты решил изучить такое направление как гештальт-терапия. Хорошее ли это направление? – Да, весьма. Много ли в этом направлении классных работающих инструментов для разных ситуаций? – Да, очень много. Но является ли это направление «единственно правильным» и самым эффективным? – Не обязательно. Вернее, для кого как. Так, например, может оказаться, что один человек пробовал разные направления и остановил свой выбор на гештальт-терапии. Просто ему это направление оказалось ближе и, что называется, «легло в руку». А другой человек, предположим, обнаружил, что ему больше всего по душе НЛП. Тоже, кстати, сильная система, с различными «наборами инструментов», со своими методами и принципами решения внутренних и внешних задач. И этому, второму, человеку НЛП так понравилось на практике, что он про другие направления и слышать больше не хочет. Быть может потому, что уже изучил и понял, что ему ближе всех НЛП. Или, быть может, он другие и не изучал, а вот сразу наткнулся на НЛП и ему «зашло». Но ни в случае с первым, ни в случае со вторым человеком речи не идет о том, что какое-то из психологических направлений «единственно правильное». Просто у каждого из этих людей сформировался свой «кухонный ящик с инструментами». И они вполне успешно решают свои жизненные задачи своими инструментами, не загоняясь по поводу того, что эти инструменты не для всех «самые классные и единственно правильные». А еще если учесть, что для одних ситуаций могут пригодиться одни инструменты, а для других – другие, то нет смысла ограничиваться только лишь метафорическим «ножом». Если нам нужно будет, например, суп поесть, то я возьму ложку, а не нож :) А если спагетти – то может пригодиться вилка :) В общем, каждому инструменту – свой контекст и свои задачи. И хорошо, когда под твои типовые задачи у тебя есть наиболее удобный для тебя и для решения этой задачи инструмент.

— Да, я понял аналогию, спасибо. Наверное, я слишком увлекся поиском «самого-самого» психологического направления, это отдельный мой «глюк», который и в других сферах жизни тоже проявляется. Кстати, тоже надо проработать, чтобы не искать постоянно «лучшее среди лучших», а выбрать уже что-то, наконец, что работает достаточно хорошо и успокоиться :)

— А я тебя поддержку, в том плане, что искать лучшее – бывает полезно. Но не «лучшее во всей вселенной для всех», а лучшее именно для тебя. И если ты свои жизненные задачи успешно решаешь уже знакомыми тебе психологическими инструментами – то и хорошо, можно оставить так и не гнаться за призрачным «еще более лучшим». А вот если результат решения задач не нравится и хочется найти более совершенный метод – тогда можно продолжить поиски. И искать, ориентируясь именно на собственное хорошо, а не на «вселенский единый критерий». Пожалуй, такого «вселенского единого критерия лучшести» и нет. И если тебе что-то помогает – то и славно. Все равно ты будешь собирать по ходу жизни свой «ящичек с инструментами». И пусть он будет самым лучшим и самым эффективным для тебя самого :)