Несколько дней после телефонного разговора от Таисии Петровны не было ни слуху ни духу. Таким образом она показывала дочери, что обиделась на неё, и надеялась на то, что у Оли взыграют муки совести, и она поменяет своё решение. Но за прошедшее время Ольга и думать забыла о просьбе матери. Она уже собирала чемоданы и представляла себя в новом купальнике на пляже. Милана тоже с нетерпением ждала поездки на море, которое до сих пор она видела только по телевизору и на картинках. Только Денис немного сомневался в правильности решения жены.
- Может, стоит забыть все обиды, простить и начать общаться, как близкие родные люди? - спрашивал он неоднократно Ольгу. - Всё-таки она - твоя мать, а Павел - единственный брат.
- Может, и стоит, - отвечала жена, - но не сейчас! Сначала мы съездим к морю, а потом я подумаю над твоим предложением.
До отъезда Оли, Дениса и Миланы оставалось чуть больше недели, когда в дверь позвонила Таисия Петровна. Она вела себя так, словно и не было последнего разговора между ней и дочерью. С порога она заявила:
- Оля, мне срочно нужен твой совет.
Не дожидаясь приглашения, женщина сбросила туфли и пробежала в зал. Она достала из сумки платье, на котором ещё болтался ценник с довольно кругленькой суммой, и, приложив к себе, спросила:
- Как ты думаешь, мне оно идёт?
Наблюдая за манипуляциями матери, Ольга думала: "Может, она, действительно, пытается сблизиться со мной, но не знает, как это сделать. Или ей просто наплевать на мои чувства и моё мнение?"
- Ну, что молчишь? - допытывалась Таисия Петровна, уже успевшая переодеться в обновку. - Подходит это платье для мамы жениха?
- Да, неплохо, - растерянно ответила Оля.
- Неплохо? - возмутилась мать, явно ожидавшая другой реакции от дочери. - Да оно стоит целое состояние! А ты говоришь всего лишь: "Неплохо"?
- Хорошее платье. И тебе - к лицу, - исправилась дочь. - Если ты хотела узнать моё мнение, то можешь не сомневаться, надевай на свадьбу его!
- Вот и славно! Вот и хорошо! - приговаривала женщина, переодеваясь в свою прежнюю одежду.
Сложив платье в сумку, она вдруг спросила:
- А ты в чём пойдёшь? Уже купила себе наряд? Хвались!
Ольга мельком взглянула на не до конца собранный чемодан, который стоял в углу комнаты, и, указав на него, ответила:
- Все мои обновки там! Вряд ли тебя заинтересуют мои купальники и пляжные платья.
- Ты хочешь сказать, что не передумала ехать на море? - уточнила Таисия Петровна, не скрывая своего негодования. - Но у нас больше нет родственников! Что же, мы одни будем со стороны жениха?
- Не думаю, что Павел сильно расстроится, - поделилась своим предположением Оля. - Да и на банкете сэкономите!
- Да, уж! Сэкономишь тут, - расстроенно сказала мать и села на край дивана.
Она явно чего-то не договаривала. Скорее, именно это и послужило причиной её неожиданного визита. Немного помолчав, женщина тяжело вздохнула и призналась:
- Я всегда считала, что молодожёнам нужно жить отдельно. Но становиться самостоятельными не за счёт же своих родителей!
Таисия Петровна посмотрела на дочь, словно хотела убедиться, что она её слушает, и продолжила:
- Вчера Павлик сообщил, что они с Варей решили сразу же после свадьбы купить квартиру. Родители невесты готовы оплатить половину суммы. Вторую половину денег он просит от нас в подарок на свадьбу. Ты представляешь? Откуда у меня такие деньги?! Хоть свою квартиру продавай!
Ольга слушала мать и искренне не понимала, в чём проблема? Мало ли какие запросы у молодожёнов? У всех свой достаток! Если родители невесты могут сделать такой щедрый подарок, это - их право. Но как можно требовать таких подарков от людей, зная, что у них нет большого дохода?
- Не вижу повода для истерики, - спокойно сказала Оля. - Подари Павлику и Варе какой-нибудь памятный подарок! А на свою квартиру пусть они возьмут ипотечный кредит. Так поступают многие.
- О каком памятном подарке ты говоришь! - возмутилась Таисия Петровна, не сообразив сразу, на что намекает ей дочь. - Павлик сказал, что Варя не выйдет за него замуж, если он не найдёт денег на квартиру.
- Хороша невеста! - заметила Оля. - Сочувствую!
Женщина с обидой посмотрела на свою дочь. Ей хотелось получить другую реакцию от неё. Видя, что Ольга не понимает её намёков или делает вид, что не понимает, Таисия Петровна перестала юлить и сказала напрямую:
- Я надеялась, что ты войдёшь в наше положение и "поучаствуешь в подарке".
- Извини, что снова не оправдала твоих надежд, - с сарказмом ответила дочь, поняв, что её в очередной раз хотят использовать. - Но я привыкла жить по средствам. По доходам и расход! Мы за свою квартиру платили десять лет! И нам никто не помогал! С чего ты взяла, что сейчас я брошу все свои дела и стану зарабатывать на квартиру брату? В конце-концов, он - мужчина, и его прямая обязанность - построить дом, а не выклянчить его у родственников!
- Злая ты, Ольга, стала! - с разочарованием отметила Таисия Петровна. - Не такой я тебя воспитывала!
- Прости, что оказалась невоспитанной! - снова съязвила дочь. - Хорошо хоть младший сын оправдал твои надежды!
- Не понимаю, где я упустила тебя? - приговаривала Таисия Петровна, обуваясь и направляясь к выходу. - Кормила, поила, одевала... Чего ещё тебе не хватало?
- По-твоему, этого достаточно ребёнку? - не сдержалась от вопроса Оля.
Мать только сверкнула глазами в её сторону и, ничего не ответив, вышла из квартиры, громко хлопнув дверью.
Вечером Оля делилась с мужем впечатлениями от встречи с матерью.
- Ты тоже считаешь, что я неправа? - поинтересовалась она у Дениса.
Мужчина пожал плечами и, будто размышляя вслух, ответил:
- У тебя своё виденье ситуации, у неё - своё. Но вы самые близкие люди! И вам следует сесть и поговорить, высказать друг другу свои обиды, попросить прощения и начать строить отношения с чистого листа.
- Ты думаешь, это возможно? - неуверенно спросила Оля.
- Уверен, что тебе самой станет легче, - поделился своим мнением Денис. - Подумай об этом!
- Обязательно подумаю, когда вернусь из отпуска, - тихо пообещала она себе.