Большинство согласится, что комфортным состоянием здорового сознания считается спокойствие. Естественно, при отсутствии сильных раздражителей. ДопустИм определенный перегиб в положительные эмоции либо легкий сплин.
Крайности эмоциональных всплесков, будь то взрывное счастье или багровая злоба, требуют значительных, зачастую, неконтролируемых усилий. Долго находиться в таком состоянии невозможно. Это выматывает, от этого устаешь. Счастье тускнеет, гнев переходит в депрессию. Пока речь не идет о биохимии процессов нервной деятельности. Разговор о личных ощущениях.
Правильным будет иметь стабильно хорошее настроение с расслабленным мыслительным процессом, но с возможностью к внезапной концентрации на чем угодно. Но, так как большинство из нас не тибетские монахи, мы постоянно подвержены множеству непрогнозируемых раздражителей.
Возбуждать могут проявления самых разнообразных физических явлений. Но смириться и постараться не рефлексировать продолжительное время о полученном штрафе, выговоре от начальства или об упавшей на ногу гантеле в силе даже вполне заурядная личность. Взрослые, в большинстве своем, умеют оградить себя от легких форм стресса. Можно попить пивка, плюнуть в кофе шефу, напроситься на сочувствие и ласку подруги. И в этом случае все механизмы нашего поведения на поверхности. Наша реакция стандартна, мы не удивляемся себе. Здесь есть объективная доля контроля. Есть причинно-следственная связь.
На меня воздействовали. Эмоциональный баланс пошатнулся. Долго этого я терпеть не хочу. Ищу, по возможности, наиболее легкий способ привести себя в равновесное состояние. Наслаждаюсь умиротворением)
Простая конструкция.
Работает повсеместно.
Другое дело, когда на тебя воздействует информация. Нет не масс-медиа, не код программы, не волны вай-фая. Информация в самом широком смысле слова. Любая личность – продукт ее обработки. Потребляя, поглощая и переваривая ее, мы формируем сами себя.
За исключением эмпирической информации, вся остальная генерируется другими личностями. Но иную информацию от иных личностей переварить бывает трудно. И как с любым испорченным продуктом после такой трапезы возможны разной степени расстройства.
Проблема в том, что тут причинно-следственная связь не явная. Логика не всегда прослеживается. Да и предсказать воздействие той или иной информации не представляется возможным.
Смотришь ты по вечерам одного стримера, а через месяцок замечаешь, что люто ненавидишь вполне определенную социальную группу, широко представленную раз в четыре года на билбордах страны. Читаешь другого умного историка и как-то само так оказывается, что отсутствие горячей воды в кране легко объясняется кознями известной этнической группы выраженной риноморфности. А иной раз наслаждаешься виртуозными трюками литературного троллинга бывшего журналиста, и в следующий момент сжимается сердце от тяжести неискупаемого стыда, коему причиной служит текущее гражданство.
И все эти явления вносят тревогу и разобщенность в ход повседневной жизни. Повышается нервозность и раздражительность, скачет эмоциональный фон, уходят контроль и гармония, появляются неопределенность и крайности.
Штраф теперь заливаешь бутылкой водки, шефа глумливо поносишь при его же холуях и доносчиках, а на любимой срываешься без всякого повода.
И невдомек тебе, страдающему, что вместе с первоклассными интеллектуально-развлекательными вкусняшками ты хлебнул и ковшик подбродившего гуано.
Первым и самым рациональным решением этой проблемы станет полный отказ от перечисленных информационных потоков. Нет источника проблемы – нет проблемы.
(Продолжение следует…)