35 лет назад ...
Велосипед, "велик" - одно из величайших изобретений человека! Единственное индивидуальное, экологически чистое, полностью автономное средство передвижения. Кроме мускульной силы ничего не требуется. Автором велосипеда в его нынешнем виде считается англичанин Джон Старли. Он запатентовал его в 1884 году. За одно это ему памятник нужно поставить!
За прошедшие с тех пор сто лет в мире произведено не меньше миллиарда "железных коней". И одним из их числа был мой "Турист" Харьковского велозавода 86 года выпуска. Стоил он в то время 117 рублей. Купил его во время первого отпуска в Союз, специально, чтоб перевезти в Чехию. Для чего разобрал до самой рамы и обшил мешковиной. Упаковка получилась размером с чемодан и отлично поместилась в верхнюю нишу над дверью купе вагона.
В нашей маленькой части уже было три или четыре велосипеда. Причем, у моего товарища один в один с моим. Хозяева поначалу давали их покататься или сгонять до близлежащего чешского городишки в магазин или в пивную. Но поняв, что становятся пунктом бесплатного проката, стали отказывать. Мол, привозите свои и катайтесь, а нам надоело искать по всему городку свои велики и без конца их ремонтировать.
В первый же выходной испытал его на чешских дорогах. И на асфальте, и на грунтовке он полностью соответствовал своему названию - "Турист!"
- Причем здесь пропускной режим?
- При том, что на КПП части пешком выпускали в следующих случаях :
1) Летом - на зону отдыха части и расположенный там же 25-метровый бассейн,
2) В конце лета и осенью - по ягоды-грибы,
3) Для проведения кросса на 3 и 6 км.
И всё! При этом дежурный по КПП и его помощник всех записывали в журнал учета входа/выхода. Никаких других причин, в том числе на велосипедах, не предусматривалось. Но на то и существуют правила, чтобы их иногда нарушать.
Как же тогда выходили за ворота? Не лезть же через забор. Чего греха таить - Нарушали! Договаривались с дежурным по КПП прапорщиком, "Все ж свои!" Или с помощником : - "Ты нас не видел!" - они на свой страх и риск выпускали. И мы на двух велосипедах выезжали "на свободу". Маршрут каждый раз не повторял предыдущий и зависел от времени года, погоды и просто от цели поездки. Со мной катались разные люди. Летом в основном ездили на купалище в ближайший чешский город. В другое время просто катались по окрестным старинным чешским городкам. Одни их названия чего стоят : Плужна, Бржезовице, Подковань, Дольни Крупа, Клаштер Градиште, Бездез ... В некоторых останавливались, заходили в RESTAURACE, в основном 4-й skupiny (категории). Заказывали по бокалу пива и ехали дальше, всего километров 30 - 40.
Глотнув вольного воздуха, уставшие и довольные, часа через 3-4 возвращались "за колючку". Масса впечатлений и для здоровья полезно.
Куда смотрел особист части и знал ли он о наших покатушках? Конечно знал. Но капитан был нормальным парнем. Как сейчас говорят - адекватным. И он сквозь пальцы смотрел на наши самоволки. Ведь вокруг находились десятки советских воинских частей, офицеры и прапорщики которых жили без всяких заборов и могли свободно перемещаться по всей стране. Чем мы хуже?
Кому довелось поездить по "стране пребывания" и попить забугорного пива - поделитесь!
Еще сюжеты из жизни городка :
"В первый раз за разливным пивом в Чехии" https://dzen.ru/media/id/5e3afeedd8560c573979e4b5/v-pervyi-raz-za-razlivnym-pivom-v-chehii-61fe1f19dba74772f2a5b722
"Такого не ожидал никто. Или внезапный визит маршала Советского Союза"
https://dzen.ru/media/id/5e3afeedd8560c573979e4b5/takogo-ne-ojidal-nikto-ili-vnezapnyi-vizit-marshala-sovetskogo-soiuza-5f47e573a6a04e33dd78e7ca
"Как я был Дедом Морозом" https://dzen.ru/media/id/5e3afeedd8560c573979e4b5/kak-ia-byl-dedom-morozom-5f437cb521f7ec0724726929