В настоящее время наиболее актуальным вопросом является безопасность страны, в частности, безопасность объектов, которые должны быть максимально защищены от возможных террористических актов.
Работа по противодействию терроризму возложена не только на органы государственной и муниципальной власти, но и на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Чтобы обеспечить безопасность зданий и сооружений, необходимо провести оценку уязвимости, принять меры по предотвращению террористических актов, а также проинструктировать работников на случай возможных террористических угроз.
Все необходимые сведения о безопасности объекта должны содержаться в документе, именуемом - паспорт антитеррористической защищенности.
Вопрос 1.Что такое паспорт антитеррористической защищенности объекта?
- это информационно-справочный документ, в котором содержатся сведения о возможных угрозах безопасности, состоянии защищенности объекта и его территории, системах охраны, а также перечень мер по предупреждению терактов, которые предпринимает организация на своей территории.
Вопрос 2. Какие государственные органы участвуют в процессе подготовки паспорта антитеррористической защищенности?
ФСБ, Росгвардия, МЧС, органы местного самоуправления.
Вопрос 3. Для каких объектов необходим паспорт безопасности?
- Объектам торговли (рынки, торговые центры, магазины, супермаркеты, и прочее);
- Образовательные учреждения (школы, университеты, детские сады);
- Учреждениям здравоохранения (больницы, клиники, аптеки);
- Места массового пребывания людей (рестораны, кафе, бизнес-центры, храмы, гостиницы, отели, хостелы, турбазы);
- Учреждениям культуры и спорта (музеи, библиотеки, концертные учреждения, театры, киностудии, клубы, стадионы, фитнес-залы и клубы);
- Промышленным и производственным предприятиям (заводы и другие предприятия).
Вопрос 4.Срок действия документа?
В зависимости от типа объекта и степени его подверженности террористической угрозе срок паспорта антитеррористической защищенности может составлять от 1 года до 5 лет. Как правило, паспорт безопасности ежегодно корректируется с целью обеспечения соответствия актуальной ситуации.
Вопрос 5. Какие нормативно - правовые акты используются для разработки паспорта антитеррористической защищенности?
Список нормативных документов для разработки паспорта безопасности:
1. Для мест массового пребывания людей и объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ (Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272);
2. Для спортивных объектов (Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 202);
3. Для гостиниц и подобных средств размещения (Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 447);
4. Для сельскохозяйственных объектов и территорий (Постановление Правительства РФ от 13 июля 2017 г. № 836);
5. Для образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235);
6. Для торговых объектов (Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273);
7. Для объектов всех видов транспорта (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. № 471);
8. Для объектов и территорий религиозных организаций (Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2019 г. № 1165);
9. Для объектов и территорий, относящихся к сфере деятельности Минпросвещения (Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006).
Вопрос 6. Какие штрафы предусмотрены законодательством за отсутствие паспорта антитеррористической безопасности?
В случае отсутствия паспорта антитеррористической безопасности объекта для собственника предусмотрено административное наказание по ст. 20.35 КоАП РФ:
— 3-5 тысяч рублей для физических лиц,
— 100-500 тысяч рублей для юридических лиц,
— 30-50 тысяч рублей для руководителей организаций.
Вопрос 7. Какие этапы нужно будет пройти в процессе разработки паспорта антитеррористической защищенности?
1. При отсутствии на объекте паспорта безопасности, необходимо в органах местного самоуправления уточнять, входит ли ваш объект в перечень объектов категорирования. в случае подтверждения указанной информации необходимо уточнить, согласно какому постановлению.
2. Необходимо определять категорию объекта (каждый объект в зависимости от уровня возможных угроз безопасности подлежит обязательному категорированию). Далее направляются запросы в контролирующие органы для участия в категорировании объекта. После обследования объекта, комиссия присваивает объекту категорию по степени риска террористической угрозы. Подготавливается документ, именуемый - Акт категорирования объекта. Затем он согласуется с представителями контролирующих органов.
3. Подготавливается паспорт антитеррористической защищенности объекта, в котором содержатся сведения о возможных угрозах безопасности, состоянии защищенности объекта и его территории, системах охраны, а также перечень мер по предупреждению терактов, которые предпринимает организация на своей территории.
Вопрос 8. Какие типовые разделы включает структура паспорта антитеррористической защищенности?
1. Общая информация о компании, например: тип деятельности компании, площадь территории и прочее;
2. Данные о местах, которые в зоне рисков в случае атаки террористов;
3. Прописанные возможные последствия нападения террористов;
4. Оценка ущерба такого нападения;
5. Наличие и полное описание ресурсов, необходимых для достижения нужного уровня антитеррористической безопасности;
6. Прописанные мероприятия для защиты;
7. Выводы и рекомендации, чтобы максимально защитить объект;
8. Дополнительные сведения.
Вопрос 9. Можно ли самому подготовить паспорт антитеррористической безопасности и легко ли это сделать?
Да, можно, но не легко. На это может уйти больше времени и средств, нежели вы обратитесь в профильную компанию, которая быстро и качественно разработает за вас указанный документ. Надеемся данная статья будет вам полезна, если у вас есть вопросы еще, пишите ниже, сотрудники компании «ГМП- проект», с удовольствием помогут Вам!