За последние несколько лет защита экологии вышла на новый уровень. Акции, — вроде привязывания себя к деревьям, — в прошлом. Их место заняли более радикальные: подрывы газопроводов и заправок, приклеивание к стенам, порча произведений искусства. О том, как связаны вандализм, экоактивисты и их благие намерения — уже в этом материале.
Подумали о голодающих
Несколько дней назад эко-активисты «напали» на картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи» с банкой томатного супа. Полотно было представлено в Национальной Галерее в Лондоне, куда и пришли две юные участницы движения Just Stop Oil. Сперва они вылили на картину суп, а затем приклеили свои ладони к стене. Таких дерзких акций мир не видел уже давно.
Как уточняет издание Sky News, всё это было сделано в знак протеста. Девушки выкрикивали лозунги о необходимости защиты природы и обеспечения достойного уровня жизни жителей планеты в условиях кризиса: «Топливо недоступно для миллионов голодных и холодных семей. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа». Издание не уточняет, смогли ли сами девушки разогреть суп, который затем швырнули в картину.
Тренд сезона — клей
Как показывают новости, приклеиваться к предметам искусства стало модным среди активистов. Представители всё того же Just Stop Oil за это лето успели «прикоснуться к высокому» не один раз. За короткий срок в две недели от рук эко-защитников пострадало минимум пять полотен. А вот итальянское движение Last Generation избрало для себя немного другой путь — они приклеиваются к статуям.
Как отмечают сами активисты, выбор предметов искусства неслучаен. По их словам, они выбирают конкретные картины и скульптуры, которые «имеют повествовательный смысл и резонируют с самим климатическим кризисом». Из интервью с представителями движения становится понятно, что часто обоснование «притянуто за уши». Так в июле они приклеились к картине Леонардо Да Винчи «Тайная Вечеря», поскольку «Сейчас у нас есть целое поколение людей, для которых этот ужин может стать последним». Впрочем, нельзя отрицать то, насколько творческим является подход активистов. А творческие люди, как известно…
А главное — зачем?
Этим вопросом задаются многие пользователи интернета. Видео с тем, как девушки облили картину супом быстро набирают просмотры и комментарии. То же самое с поисковыми запросами по самой организации Just Stop Oil — в Великобритании её «гуглят» всё чаще.
Задаются люди и вопросами об использовании нефтепродуктов самими участниками протестных акций. Так, в комментариях часто можно увидеть замечания о краске для волос, суперклее, одежде. Ведь для изготовления всего этого тоже необходима нефть. Но об этом, как всегда, «никто не слышал».
Часто мелькает резонный вопрос «а причём тут вообще искусство?». На него у активистов уже есть ответ. Один из них, Саймон Брамвелл, говорит, что история внедрения искусства в протесты сама по себе довольно богата. Внедрение предметов искусства в подобные акции он называет символизмом.
«Мы не режем картины, как это делали суфражистки», — заявляет Брамвелл. То, что он называет диссидентскими действиями, тщательно спланировано, чтобы причинить как можно меньше вреда объектам нападения. Так Just Stop Oil показывают, что они испытывают «уважение и любовь к искусству как институту».
Например, организация тщательно подготовила июльскую акцию, в ходе которой они покрыли картину Джона Констебла «Сенокос» (1821) цветной распечаткой. На ней речной пейзаж заменён асфальтированной дорогой, мёртвыми деревьями, заводскими дымовыми трубами и самолётами.
Преступление и наказание
А что насчёт справедливого возмездия? Этим вопросом пользователи соцсетей задавались не реже. Ведь такие акции должны расцениваться хотя бы как вандализм и порча имущества.
Как выяснилось, активистов действительно задерживают за попытки испортить предметы искусства. Например, 36-летний мужчина был арестован и помещён в психиатрическую клинику после того, как попытался измазать картину «Мона Лиза» тортом в знак протеста. Он был недоволен тем, что художники недостаточно внимания уделяют «планете».
Предстали перед судом и фигурантки последней акции. Сразу после инцидента они были арестованы, и уже на следующий день в суде им выдвинули обвинения о нанесении тяжкого ущерба. Конечно, своей вины девушки не признали. Их отпустили под залог при условии, что они не будут наносить краску или клейкие вещества в общественных местах.
Однако какой-то реакции протестующим удалось добиться. Так после нападения музей Ван Гога в Амстердаме заявил, что «внимательно следит за развитием событий», которые могут повлиять на его собственные меры безопасности.
Елена Фокина
Фото: artnews.com, npr.org, juststopoil.org, upi.com, widewalls.ch