Канал "Мир фэнтези" продолжает писать об интересном фольклоре разных народов России, и сегодня будет затронута тема "Огненного змея", чье явление многократно было зафиксировано в Тверской области в былые времена.
По разным упоминаниям, летающие змеи встречаются также в Белоруссии и на севере России (Псковская, Новгородская область), но больше всего упоминаний идет из Тверской глубинки (Молоковский, Пеновский, Рамешковский и Бежецкий районы).
О существе
Чаще всего его просто называли "Уж", "Змей", "Огненный змей", "Огневой Уж", иногда добавляя оригинальное название "Мокаш" (зафиксировано только в Молоковском и Пеновском районах). Весьма похоже на Мокошь!
Огненный змей выглядит как...Огненный змей. Летающая змея, объятая желто-красным пламенем, иногда в виде крупной рептилии в огненном шаре. Нередко к описанию добавляют, что змей может иметь крылья, но не всегда, причем эти крылья в некоторых описаниях - кожаные! Также змей обязательно имеет гребень, похожий на петушиный, и опционально может иметь ноги. О нижних конечностях змея сведения расходятся - они то есть, то нет, и деревенские рассказчики часто сами до конца не были уверены, есть ли они у этого мифического эндемика. Отличительным признаком огненного змея является "растопыренный", как у вороны, хвост. Таким образом, змей больше походит на ящера, чем на змею. Свечение шара\змеи всегда похоже на яркое пламя, и часто огненный змей выглядит просто в виде пылающего шара с хвостом\шлейфом. Во время полета Уж искрит.
Не совсем понятно, как Уж появлялся на свет. У одной колдуньи собиратели фольклора записали описание появление змея, "он рождался, если в печь была брошена ветка ивы, где "змея щенилась". Если ветка была "ощененной", то в трубу вырывался сноп искр, после чего вылетал Уж".
Что делает
Огненный змей отличается безобидностью и даже полезен для человека - считается, что Уж подчиняется колдуну\колдунье и исправно носит ему необходимые для жизни вещи, как правило, еду или деньги.
Иногда уж может приносить зернышки ржи или пшеницы, но чаще всего он приносит молоко. Вера в это была настолько распространена и не поддавалась никакому сомнению, что в рамешковском районе во многих деревнях в солнечный день на подоконники ставили пустые крынки, чтобы "Змей" налил туда молоко. Каким образом он это делал, не сообщается, но иногда в быличках люди могли перевернуть крынки или перекрестить их, и тогда Уж в ярости их разбивал или выливал молоко прямо на кухню.
По наблюдениям крестьян, неоднократно были зафиксированы случаи "прилета" Ужа к домам колдунов - он летел в виде огненного шара и либо разбивался о землю, рассыпаясь снопом искр, либо садился на крышу и спустя время неторопливо залезал в печную трубу.
Как воздействовать
Сохранились поверья о том, что Уж в силу каких-то своих причин может "вытянуть" из "хлеба" весь вкус и питательность. Здесь под хлебом подразумеваются зерновые в поле. Для того, чтобы этого не произошло, Ужу оставляли один из снопов в поле во время уборки. Неизвестно, откуда это и помогало ли, но в источнике не указывается, как давно существовал такой обычай.
Также считалось, что если человек увидел "Змея" в небе, который летел к колдуну, то нужно было либо снять пояс и кинуть его перед существом, либо сдернуть с себя крестик. В любом случае "Уж" тут же ронял то, что он нес, а иногда и мог попасть в услужение к человеку, бросившему пояс. Связь с брошенным поясом уходит в глубину веков и восходит корнями к древним языческим верованиям, которые уже потеряны.