Обесценивание - это когда один человек даёт понять другому, что его достижения ничего не стоят и поводов восхищаться собой в общем то нет.
Обесценивать можно не только других, но и себя: не радоваться собственным успехам, считать свои победы незначительными, не позволять себе испытывать негативные эмоции.
Когда наши чувства, достижения, переживания постоянно обесцениваются, то мы вовсе перестаём их замечать. С одной стороны, возникает ощущение недостаточности самого себя, а с другой — что мы проживаем чужую жизнь. В процессе обесценивания всегда есть элемент сравнения.
В психологии обесценивание рассматривается, как способ защитить психику от негативного воздействия и травмирующих ситуаций. А на самом деле обесценивание играет против нас.
Обесценивание проявляется в форме: иронии, сарказма, насмешек, излишней критичности, разочарования, равнодушия.
Приведу примеры:
* Если человек боится почувствовать, что он разочарован своей неудачей, он делает вид, что победа была для него не важна.
* Если человек не хочет мириться с тем, что не получил чего-то, он делает вид, что не испытывает необходимости.
* Если человек боится быть хуже другого, он старается уменьшить его достоинства или заслуги.
При этом человек не перестает испытывать все эти эмоции. Он лишь старается замаскировать их от себя и от других. Но такая защита имеет коварное свойство: любая обесценивающая фраза проникает в подсознание, и разрушает то, что ценно, дорого, важно, то, что может быть поддержкой и опорой.
Как выглядит обесценивание?
1.Непонимание и неприятие себя, как уникальной личности
2.Нарушение своих и чужих границ
3.Осуждение поступков других
4.Страх увидеть собственные недостатки
5.Нежелание работать со своими страхами и слабостями
6.Непонимание личных ценностей
7.Не способность замечать простые радости, приятные эмоции
8.Не способность понимать чувства родных и близких людей
Одной из основных причин включения механизма обесценивания является неправильное воспитание. Когда родители постоянно указывают ребенку на его плохие черты характера и повторяют, что он может быть лучше, умнее. А ребенок считает, что это — единственно правильная модель поведения.