Найти тему
Страна Детлания

А в детстве я его жалела... "Человек-невидимка" Г. Уэллса: злодей или жертва обстоятельств?

Здравствуйте, мои дорогие! Вы замечали, что практически за каждым по-настоящему талантливым литературным произведением следует длинный шлейф из всевозможных экранизаций, стилизаций, режиссёрских "я так вижу" и прочее, прочее. Такая уж, видимо, судьба знаменитостей.

"Человек-невидимка" Герберта Уэллса в этом смысле не исключение. Роман, созданный в 1897 году, за сто с лишним лет "жизни" приобрёл известность, пожалуй, во всех уголках земного шара.

Загадочный герой (или антигерой?) стал прообразом многих персонажей кино, книг и даже комиксов. "Побочный эффект" подобной известности, как правило, общий: с течением времени всё меньше тех, кто хорошо знаком с оригиналом, первоисточником, породившим все последующие "инсинуации".

Кадр из фильма "Человек-невидимка" 1933г.
Кадр из фильма "Человек-невидимка" 1933г.

В детстве мне случилось познакомиться с одной из экранизаций (увы, не могу назвать режиссёра и дату выхода картины!) "Человека-невидимки", где центральный персонаж предстал вызывающей сострадание натурой, отторгнутой враждебным миром. Почувствовалось даже некоторое родство с "маленьким человеком" Достоевского: таким же невидимым, ничтожным, загнанным в угол жизнью и сильными мира сего.

Друзья мои! Каюсь! Прочесть роман Уэллса (так, чтобы вдумчиво и толково) удалось не так давно. И... неожиданно выяснилось, что Гриффин, учёный, сделавший себя невидимым, совсем не похож на жертву обстоятельств, безжалостно затравленную диким обществом.

Изначально он преследовал одну цель, следовал к ней с маниакальным упорством: "хотел ослепить мир своим открытием и сразу стать знаменитым". Однако в процесс работы открылись более заманчивые перспективы: "Я, жалкий, нищий ассистент, ... могу сделаться ВСЕМОГУЩИМ ".

А вот на пути к столь заманчивой цели Гриффин не останавливается ни перед чем. Грабит старика-отца, чтобы добыть деньги на продолжение экспериментов (деньги были чужие, и отец застрелился). Герой признаётся: "Смерть отца ничуть меня не огорчила. Он казался мне жертвой своей собственной глупой чувствительности". Вот как? Виновата жертва. Что-то мне это напоминает...

Следующей жертвой "невидимки" становится кошка: именно над ней он проводит первый опыт. Кошка исчезает. И, как несложно догадаться, дальнейшая её судьба Гриффина не интересует. ("Мы в ответе за тех, кого приручили", то есть сделали невидимыми, здесь не работает).

Завершив опыт над самим собой и став невидимым, Гриффин поджигает дом, в котором арендовал комнату: возможные жертвы его не волнуют, лишь бы сохранить тайну эксперимента. Он признаётся: "... от сознания полной безнаказанности кружилась голова".

Читатели становятся свидетелями того, как внутри одной личности уживаются "даровитый физик, равного которому ещё не видел свет" и "не человек, а зверь", который "не считается ни с чем, кроме собственной выгоды". Его цель - "царство террора".

Роман Уэллса затрагивает не только проблему ответственности учёного за свои открытия и последствия, к которым эти открытия могут привести. За выразительным сюжетом просматривается проблема ВСЕМОГУЩЕСТВА: самые перспективные научные идеи могут стать разрушительными для человечества, если попадут в руки хладнокровных эгоистов. Первое явление ядерной физики было открыто в 1896 году. Между созданием романа и взрывами в Хиросиме и Нагасаки - почти полвека. Но истинный фантаст всегда отличается определённой прозорливостью. И "террор Невидимки" звучит со страниц романа как предостережение потомкам.

#книжные плюшки от мамы танюшки