Найти в Дзене
Олег Панков

На Святой Земле (продолжение)

Оглавление

Из моих паломнических заметок

4

Позднее мы были очевидцами еще большего «чуда», когда каким-то невероятным образом на такой же узкой улочке разъезжались, следуя навстречу друг другу, уже два трактора.

С давних времен Иерусалим традиционно разделен на четыре квартала: христианский, еврейский, армянский и мусульманский. Каждый из таких районов – отдельный духовный и физический мир, микрогосударство в государстве, непреодолимые противоречия и скрытая ненависть. Однако во все времена существуют какие-то негласные правила отношений между людьми разных религий и национальностей, которых иностранцы, как правило, просто не замечают.

Служба в храме Гроба Господня по заведенной со времен арабского и турецкого владычества традиции совершается в ночное время. По православным канонам служит здесь греческое духовенство. Совершают службы также католики и армяне. Копты и сирийцы имеют в храме свои пределы для молитвы. Другие конфессии могут посещать храм только в качестве паломников.

В первый же день нашего пребывания, точнее в ночь, мы всей группой отправились на Богослужение.

Самая величайшая святыня христианского мира

Храм Гроба Господня или Воскресения Христова – самая величайшая святыня всего христианского мира. Построен равноапостольной царицей Еленой в 335 г. на месте Голгофы, где были найдены орудия казни Спасителя (Крест Христов) и распятых вместе с ним разбойников. Почти двухтысячная история храма полна трагедий и кровавых межрелигиозных конфликтов. Во время персидского нашествия (614 г.) здание было разграблено и частично повреждено. Около 14 лет Крест, на котором был распят Спаситель, находился у персов; возвращен из персидского плена греческим императором Ираклием в 628 г. Однако самое трагическое событие произошло в 1009 г., когда магометанские фанатики подожгли здание и буквально стерли с лица земли. Величайшая святыня была восстановлена лишь в 1042 г. усилиями византийского императора Константина Мономаха. Однако храм утратил прежнее великолепие и целостность. В нынешнем виде воссоздан крестоносцами в 1099 г., когда Иерусалим был захвачен их войсками в результате первого Крестового похода.

В настоящее время храм имеет более 30 больших и малых приделов, главные из которых – Распятия, Погребения и Воскресения.

Первая служба у Голгофы
Первая служба у Голгофы

Проходя узкими улочками по направлению к храму, неожиданно попадаешь на довольно просторную храмовую площадь перед главным входом, выложенную каменными плитами, до блеска «отшлифованными» богомольцами многих веков. С левой стороны от входных врат внимание паломников привлекает колонна с глубокой трещиной посередине. Эта колонна очень памятна. Из нее в XVI веке сошел Благодатный огонь и зажег свечу православного патриарха, который стоял тогда перед входом. В это время Богослужение в храме совершали армяне. За большие деньги они приобрели у турецких властей право служить у Гроба Господня в Великую Субботу, когда сходит Благодатный огонь. Православным в то время даже не разрешили переступить порог храма. Тщетно молился главный иерарх армянской церкви перед величайшей христианской святыней. Его долгая молитва оказалась бесплодной. Но Благодатный огонь тогда все-таки сошел. Он буквально вырвался из колонны в том месте, где молился православный патриарх… Это было великое и очевидное чудо. С тех пор право молитвы в Великую Субботу у Гроба Господня принадлежит только православным, и его никто уже не оспаривает. Памятная трещина на колонне сохраняется нетронутой и по сей день, как напоминание о том великом событии.

Войдя в храм и пройдя несколько шагов, обращаешь внимание на каменную плиту, над которой свисают продолговатые грушевидной формы лампады. Это Камень Помазания. Здесь, по ветхозаветному еврейскому обычаю, помазали благовонными маслами Божественное тело Иисуса Христа перед погребением. Подойдя к этому святому месту, паломники обычно делают земные поклоны и прикладываются к нему. Освещают также разные святыньки: нательные крестики, иконки, пояса с молитвой и др.

Камень Помазания
Камень Помазания

Справа от Камня Помазания расположена довольно крутая каменная лестница, ведущая к приделу Распятия – Голгофе. Слева от него – проход к Кувуклии – небольшой часовне, где находится Гроб Господень.

Подробное описание всех мест храма и его святынь составило бы солидный научный труд, и, вполне возможно, что такая работа до сего времени не проведена.

По свидетельству некоторых специалистов в области церковной истории и археологии, топографически точно определены в храме два места – Голгофа и Гроб Господень. Другие приделы не имеют точной топографической привязки вследствие войн, землетрясений, разрушений, причиненных иноверными захватчиками, и по другим причинам.

Богослужение по местному времени заканчивается около 4 часов утра.

Вспоминается, как усталые, но одухотворенные мы вернулись в гостиницу и расположились для сна. Однако не прошло и нескольких минут, как с расположенного неподалеку от нас минарета послышался привычный для этих мест протяжный призыв муэдзина к молитве. Следует сказать, что минареты в Иерусалиме оснащены современной акустической аппаратурой.

Восток есть восток, и вскоре мы вполне осознали и прочувствовали особый здешний жизненный уклад.

Продолжение следует.