Канженге - это ритм, и ты не делаешь длинных шагов, иначе ты танцуешь вне музыки.
Мария Сьери (1999 год, январь)
Аргентинская художница Тереза Перейра на своей картине "Танго канженге" (1998 г.) так изобразила раннее танго:
Пара, танцующая на городской окраине, в доках района Ла Бока. На местоположение указывает виднеющийся вдалеке мост Авельянеда.
Изображая канженге, исполняемое на окраине, в порту, Перейра напоминает нам, что танго появилось на свет в маргинальных районах. По легенде, среди ранних протагонистов этой традиции стиля были чернокожие матросы. Их Перейра и изобразила - два моряка наблюдают действо, и один из них черный. Музыканты также представители различных рас - блондин с гитарой и мулат с бандонеоном, как и танцоры - черный афроаргентинец-компадрито бережно танцующий с белой женщиной, которая одета в светлую блузку с короткой юбкой (если считать , что изображенное действие относится ко временам появления канженге - 1900е годы, то наряд партнерши явный анахронизм).
Женщина театрально прогибает спину. Веревка, цепь и кран, виднеющиеся в гавани на заднем плане, подчеркивают наклон ее корпуса. Городские авто катятся сопровождаемые танго. Танец становится частью порта - а тут еще и корабль стоящий в порту несет имя "Танго".
Партнер, прижавшийся щекой к щеке партнерши одет по-городскому: туфли с особыми каблуками, легкий синий костюм, дорогой шейный платок из белого шелка. Черный танцор, черный музыкант, черный матрос - Перейра явно намекает на истоки танго.
Однако, нет более твердой и надежной аллюзии, чем само слово "канженге": его корни надо искать в Конго и в Анголе, в танцевальной терминологии, где оно означало "расплавиться в музыке", "вступить" или " открыть торжество". В Аргентине хранят понимание этой истории.
Танцовщица Марта Антон, к примеру, утверждает, что канженге означает "прогулка в ритм" и расценивает его, как некий дар чернокожей расы аргентинской культуре.
Но вновь обратимся к Перейре и ее картине. Мужчина подтягивает руку женщины к своему поясу. Этот характерный жест плюс положение щека-к-щеке и есть проявление канженге.
И все-же, что же это за танец такой - канженге? Как мы узнаем его, когда увидим?
Во-первых, это танец, возникший в период расцвета популярности музыкального стиля "старая гвардия" (la guardia vieja) в среде первых танцоров танго, приходящегося на два первых десятилетия двадцатого века. "Канженге это квинтессенция первоначального танго, которое танцевали в 1900х."
Какова структура этого танца? Это вопрос был задан однажды зимним вечером 1995 года Лампасо, последнему легендарному тангеро с Вижа Уркиса (Villa Urquiza). Ответом был жест: он наклонил ладони под углом друг к другу и соединив их подушечками пальцев. Вот так:
Основания ладоней расходятся, образуя некое подобие колокола.
Это изображало позу канженге с его наклоном партнеров вперед и танцуемое в полуприседе. (Также, как и Марта, Лампасо относит время происхождения этого танца к началу 20 го столетия.)
Затем Лампасо изменил расположение своих ладоней, разъединив кончики пальцев и сблизив их и держа ладони вертикально, параллельно друг другу. Это танго лисо, которое появилось примерно в то же время 1905-1910 годы, по утверждению Хорхе Новати и Инес Куэло - историков аргентинских танцев.
Это же положение ладоней изображает позицию танцующих еще и танго салон, как его обозначили в танцевальной инструкции, опубликованной Никанором Лимой в 1916 году. В обоих разновидностях танго - и в лисо и в салоне танцоры держат спину вертикально прямо.
То же абсолютно вертикальное положение корпуса определяет и танго-криолло - альтернативная форма первичного танго, которое появилось в среде аргентинских компадритос и креолизированных итальянских иммигрантов района Ла Бока.
7 февраля 1903 года в журнале Карас и Каретас появились пять рекламных фотографий танго криолло. На них был изображен знаменитый пайядор и милонгеро Артуро де Навас, практикующий танго с мужчиной.
Большинство шагов танго криолло прямые и резкие. Но, однако, на одной из фотографий партнер Наваса сильно смягчает свои колени, картинно сгибая их и одновременно скрещивая ступни.
Это шаг, пришедший из кандомбе и именуемый "ножницы" (tijeras). Еще мы видим и кебраду - брейк с припаданием.
Де Навас вновь появился на страницах Карас и Каретас 15 августа 1903 года, на этот раз уже танцующим с женщиной.
На фото он прижимает свое бедро к ее, а это элемент канженге представленный в формате танго криолло.
Канженге это постоянная кебрада - в переводе с испанского "обрушение", "обвал". Колени согнуты, корпуса проваливаются в момент скручивания пары и оба приникают к груди своего партнера. "Поза не изменяется", констатирует Мария Сьери, - "за исключением того момента, когда мы выполняем фигуру под названием hamaquita (гамачок), боковые роки (балансео) или пробежку в сторону (corrida de costado). "
Исполняя прием "снижения" мы обращаемся к культуре чернокожего населения. Стоя в паре преувеличенно наваливаться друг на друга - такой прием тоже имеет африканское происхождение. Сгибание корпуса вперед или назад применяется во многих танцах афроатлантического региона: карибское лимбо, североамериканский кейкуок, драм мэйджор страттинг, конголезский n'kwanga.
Но в Аргентине все это подверглось изменению. Наклон корпуса, выполняемый афроаргентинцами соло или на удалении от партнера, столкнулся с обоюдным наклоном корпусов в контакте парных европейских танцев, точнее в польке. Объятия польки подарили большее наслаждение от танца, усиливая удовольствие от движения ощущениями прикосновения.
Когда Лампасо соединял подушечки своих пальцев он демонстрировал ни более не менее как систему охватывания тела партнера: щека прижата к щеке, грудь - к груди и, вспомним Де Наваса - бедра к бедрам.
Этот тесный контакт тел давал вдохновение местным поэтам. Свидетельство тому "Буэнос Айрес - любовь моя" 1991г. Атило Хорхе Костеподжи:
"Каждым изгибом тела люблю тебя",
или "Антология танго" Луиса Лики:
"Танго, здесь никто не даст тебе быть неискренним,
Желание танца овладевает,
Крепкие объятья, закрытые очи,
Словно на вершине желания".
Объятие канженге следует своей собственной логике. Она припадает к его груди, он припадает к ее. Сгибом коленей они распределяют и регулируют возникшее давление. Стоит одному отклониться назад и оба упадут. Мария Сьери определяет это состояние словом entregar - "расплавиться во второй половине пары, чтобы создать единое целое".
И что же это за ощущение?
- "Это словно отдаться любви и осознать, что нет ничего более могущественного в мире", - вздыхает Мария.
Смесь невероятная: любовь в Западном мире (контакт щеками, грудью и бедрами) смешивается с африканскими движениями припадания к земле (полуприсед с согнутыми коленями и изгибанием тела в пояснице). Все это ясно видно в школе канженге Сьери. Вот так:
Стиль Лампасо еще более близок к Африканским корням. Он любит приседать, согнув колени и оттопырив ягодицы (cola afuera), подав при этом корпус вперед и с замороженным выражением лица (cara fea - страшное лицо).
Стилей существует множество. Маноло "Эль Гальего" Сальвадор и Марта Антон без позы cola afuera и с легкой улыбкой на лице, избегая выражения cara fea. А вот поза партнерши Лампасо очень близка к "оригинальной манере" западноафриканского танца: расслаблена, согнута и направлена вниз.
Примечательно, что в канженге присутствуют два гравитационных центра - это упор грудью в грудь партнера и упор ног в пол.
"Мы опираемся друг на друга", - говорит Мария Сьери, - "но в то же время, мы склоняемся к земле".
В этой плотной, компактной форме танцуют мелкими, короткими шажками (pasos cortos) в последовательности ritmo quadrado - резком отрывистом ритме танго, характерному для музыки до 1925 года, которую канженгерос предпочитают для своих танцев.
Они любят такие композиции, как "El apache argentino" (1913) Мануэля Грегорио Аростегуя, "Pampa" (1917-1918) Франсиско Практипико, "Zorro gris" (1920) Туэголя Рафаэля и раннего Франсиско Канаро.
Мастера афроаргентинского происхождения Эль Мисто и Эль Негро Павура заметно выделялись среди ранних звезд канженге. Они делали акценты на паузах и при спусках выполняя прерывания (quebradas), резкие остановки (cortes) и приседая (flexiones). Твердый и сильный ритм вдохновлял их - он играл решающее значение в их импровизации.
Где-то примерно году эдак в 1916 в Буэнос Айресе в кабаре Монмартр один из основоположников жанра канженге, замечательный афроаргентинец контрабасист Леопольдо Томпсон играя в группе Франсиско Канаро стал чередовать "удары смычком и левой рукой по струнам своего инструмента в комбинации с фортепиано и бандонеоном, то в счет, то выпадая из него".
Это не единственный пример доминирования философии прекуссии. Свингование в игре чернокожего гитариста Лусиано Риоса во время выступления группы Хуана "Пачо" Маглио в 1912-1913 годах прекрасно различимо при прослушивании композиций того периода.
В промежутке между 1900 и 1910 годами tano (италоаргентинец) по имени Эрнесто Понцио, говорят, должен был усиливать пиццикато при игре на скрипке: вместо того, чтобы щипать струны одним пальцем в классической манере, он атаковал их всеми пальцами руки (исключая большой), подобно тому, как негры играют на банджо. И верно, банджообразная скрипка отлично слышна в течение нескольких скоротечных секунд в первом звуковом аргентинском фильме 1933 года "Танго!" Это тот самый момент, когда музыка провоцирует танцора Эль Качафаса немедленно начать свою импровизацию.
Звуки канженге на оркестровых подмостках воспламеняют канженге на танцполе.
А тем временем чернокожие продолжают импровизировать и развивать стиль. Танцор и историк по-совместительству, Петролео извлекает на свет одно четко выраженное описание: "негры модифицировали постуру - они опустили руку до уровня бедра". Крутые парни из числа бледнолицых, добавляет он, подхватили этот штришок, а еще и негритянскую манеру выполнения коротких перебежек (corridas) по танцполу. И сегодня характерной чертой канженге является именно манера держать руку женщины у талии мужчины.
(Продолжение следует)
Из книги Роберта Ф. Томпсона "Танго: Художественная история любви"
Уроки танго и милонги по средам и субботам в г. Алматы:
тел. +7 777 024 38 46
мы в instagram - уроки танго в г. Алматы
мы в instagram - милонги в г. Алматы