Найти в Дзене
Кабачок "У Тулио"

Assassins Creed Origins – развлечение или реконструкция?

Всем привет! Сегодня мы отойдём от истории космонавтики, да не просто отойдём, а откатимся на 2000 лет назад, ведь речь сегодня пойдёт, немного-немало, о «почти» Древнем Египте! Основной причиной такого решения стала попытка написать статью попроще, поэтому за предлог сойдёт недавно пройденная мною (с детьми, само собой!) компьютерная игра Assassin's Creed Origins. Хорошая ли это игра, оправдан ли возрастной рейтинг 18+ и как события игры относятся к реальной Истории – узнаете в этой статье. Поехали! Для начала нужно сказать несколько слов о самой серии игр Assassin's Creed. Играл я во все части серии, начиная с самой первой, которая, единственная, повествовала про настоящих ассасинов «Старца Горы» и крестоносцев. Сама серия игр повествует о многовековом противостоянии условных «ассасинов» и условных «тамплиеров». Условными я их назвал потому, что эти термины используются, начиная с 11-12 веков, а время действия некоторых частей серии происходят задолго до этих событий. Помимо этой – с
Оглавление

Всем привет! Сегодня мы отойдём от истории космонавтики, да не просто отойдём, а откатимся на 2000 лет назад, ведь речь сегодня пойдёт, немного-немало, о «почти» Древнем Египте! Основной причиной такого решения стала попытка написать статью попроще, поэтому за предлог сойдёт недавно пройденная мною (с детьми, само собой!) компьютерная игра Assassin's Creed Origins. Хорошая ли это игра, оправдан ли возрастной рейтинг 18+ и как события игры относятся к реальной Истории – узнаете в этой статье. Поехали!

Постер игры Assassin's Creed Origins. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Постер игры Assassin's Creed Origins. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Для начала нужно сказать несколько слов о самой серии игр Assassin's Creed. Играл я во все части серии, начиная с самой первой, которая, единственная, повествовала про настоящих ассасинов «Старца Горы» и крестоносцев. Сама серия игр повествует о многовековом противостоянии условных «ассасинов» и условных «тамплиеров». Условными я их назвал потому, что эти термины используются, начиная с 11-12 веков, а время действия некоторых частей серии происходят задолго до этих событий. Помимо этой – сугубо исторической – идеи, которая представляет Прошлое, есть ещё научно-фантастическая Идея, которая представляет Настоящее. По этой фантастической Идее, в недалёком будущем разработают метод проникновения в некую генетическую память, что позволит буквально «смотреть в Прошлое». В первой части с этим связан поиск некоего артефакта, который, как выяснится, являлся устройством более древней, исчезнувшей цивилизации. И за этим было интересно наблюдать: главный герой, живущий в настоящем, проживает жизнь далёкого предка заново, находя ответы на интересующие вопросы. В общем, игра, несмотря на то, что про прошлое, на самом деле имеет хороший научно-фантастический задел, но чем больше становилось частей, тем сложнее было двигаться дальше. Со смысловой точки зрения, основная история была завершена в третьей (номерной) части, дальше пошли попытки завлечь игроков просто новыми городами и эпохами, но не сюжетом. После шестой номерной части (события которой происходят в Лондоне) серия нуждалась в перезапуске.

За ходом разработки игры Assassin's Creed Origins (Кредо Убийцы: Истоки) я старался следить очень внимательно, хоть и не успевал играть во всё, что тогда выходило (собственно, игра вышла в 2017 году, а поиграл я в неё только сейчас –космическая скорость!). По первым кадрам я думал, что события игры будут происходить в эпоху, как минимум Древнего царства (XXVIII-XXI века до н.э.), но нет, был выбран самый конец эллинистического периода, буквально незадолго до событий, приведших к тому, что Египет из самостоятельного государства станет римской провинцией (этих событий в игре нет, что неудивительно, но об этом далее).

В первых двух частях (с дополнениями) все события разворачиваются вокруг артефакта – «яблока Эдема» –, основной способностью которого было управление большими массами людей, т.е., если можно так выразиться – запускался «эффект вождя». Во второй части игры были очень интересные загадки, где разработчики фантазировали у каких правителей, в разные исторические периоды, был хотя бы фрагмент этого устройства. Если решить все эти головоломки, то в качестве награды нас ждало откровение – человечество было в рабстве у древней (первой) цивилизации, а начало освобождению положили как раз Адам и Ева, похитившие одно из этих устройств.

Артефакт, вокруг которого были завязаны все проблемы (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Артефакт, вокруг которого были завязаны все проблемы (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

В данной игре решили не отходить от заданного когда-то канона и снова вернули этот древний артефакт в игру. Собственно, с него всё и начинается, вернее с гробницы, в которой он заточён, и которую пытаются открыть древние «тамплиеры» – египетские жрецы (или кто-то еще, понять очень трудно, кто входил в этот орден), как бы смешно это не звучало. Это одна из основных проблем, т.к. это первая игра серии, в которой события разворачиваются раньше истории самой первой игры, что должно было наложить ряд ограничений на сюжет. Сценаристы игры с этим справились очень слабо, как и со многим другим.

По ходу повествования главный герой расправляется со всеми членами этого тайного ордена, приводит к власти царицу Клеопатру и помогает заключить союз с Римом. Но, о ужас, их всех обманули, так как римские военачальники тоже состояли в ордене. Они нашли недостающий ключ, вскрыли гробницу в Храме Амона и добыли артефакт. За это главные герои их всех и побили, напоследок убив Юлия Цезаря (Теперь вы видите, что вместо по-настоящему Древнего Египта мы получили I век до н.э.). Да-да, это не описка, несколько египетских бандитов, если называть всё своими именами, не имеющих организации, устроили беспредел у себя на родине, а теперь убили без пяти минут императора.

Знаете, что самое плохое во всех последних играх в этой серии? Нам пытаются противопоставить некий «тоталитаризм», который выражается в ограничении личных свобод, в лице тамплиеров, и некий «либерализм», когда можно всё, что приведёт в светлое будущее и всякое такое, в лице «ассасинов». Конкретных причин, по которым я мог бы отделить хороших от плохих – нет. Главным героем этой части движет только месть за погибшего сына и всё. Никакой программы у них нет. Самое смешное, что по ходу игры их обманут несколько раз. И сейчас я хотел бы задать вопрос – оправдан ли здесь рейтинг 18+? Да, но только потому, что здесь происходят убийства. Потенциал истории не раскрыт вообще никак, особенно если сравнить, например, с сериалом «Рим» от HBO, где накал страстей такой, что я бы, по нынешним меркам, прописал ему 27+. В игре отсутствует юмор, (не то что взрослый, даже детского нет), отсутствуют ужасы войны: мор, голод, геноцид, насилие – всё показано очень пресно, хотя опять же – рейтинг 18+! Хотя сюжет – детский, такое уже в пятом классе не интересно! Нет ни интриг, ни обмана, ни подлости, ни коварства. Главным героем пользуются как хотят: сначала нам говорят, что кто-то добрый и мы ему помогаем, а через некоторое время нам опять же говорят, что нет – он плохой, убей его. Своей головой мы не думаем, свободы выбора нет. И сюжета тоже нет! И ладно, я бы понял, если бы сюжет игры происходил в Древнем царстве – чем дальше в глубину веков, тем сложнее устанавливать истину. Можно было бы делать самые разные допущения, ввиду того, что мы просто не знаем, как оно было, но авторы сами выбрали время правления Гая Юлия Цезаря. Эту эпоху изучили уже вполне тщательно, чтобы написать нормальный сценарий для игры. А вместо этого мы имеем красивый фантик, который действительно стоит того, чтобы хотя бы раз его увидеть! На этом разбор сюжета, то есть самого главного минуса, мы завершаем и переходим к плюсам этой игры, за которые, собственно и надо, если не любить, то хотя бы держать в качестве отдыха после трудового рабочего дня, когда нет других дел (да, согласен, это довольно редко, но именно поэтому эти моменты так ценны).

Один из постеров игры. Цезарь посередине. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Один из постеров игры. Цезарь посередине. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Но сначала мы разберём один термин, который сразу бросается в глаза и по которому сразу можно установить уровень историзма в игре. Главный герой – Байек из Сивы, представляется нам в начале игры «последним меджаем». Да, это вымышленный персонаж, но титул его вполне конкретный, вернее должность. Именно по этой причине, в самом начале игры, когда действие происходило в самой Сиве, я подумал (не обращая внимание на плашки с датами), что действие происходит где-то в Древнем царстве (описание игр перед их прохождением я обычно не читаю). Вот что написано в книге «Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть 1. М. Высшая школа, 1980»:

«Меджаи — племя, родственное кушитам; использовались в Египте как «стражники-полицейские» и воины. В эпоху Нового царства слово потеряло этническую окраску и стало означать вообще «полицейский». Считаются предками совр. бега (беджа). Меджаи – опора господствующего класса, рассматриваются как родные братья».

Такое определение соответствует положению дел около XIII века до н.э. и прослеживается в текстах. Но есть ещё один интересный источник: Анналы царя Настасена (ок. 335-310 гг. до и. э.) – написанный иероглифическим письмом египетскоязычный текст, обнаруженных в Куше. Стела из серого гранита найдена в 1853 г. в Новой Донголе, хотя первоначально была установлена, очевидно, в храме Амона в Напате. Там есть следующие строки:

«Нечто иное, вновь. Похитили супостаты-меджаи из сокровищ храма Бастет. в Тер дары (?) царя Аспелты».

Вот и гадай теперь, что это значит. За тысячу лет слово могло поменять свой смысл и стать чем-то другим…

Как это не странно, но сама игра в качестве игры – очень хороша: наряды, копья, колесницы, верблюды, слоны, бои, да и всё остальное. Можно просто включать этот мир и ехать заниматься чем-то побочным, исследовать мир, скакать за уходящим солнцем, стрелять из лука, вламываться в крепости, охотиться на животных и многое другое. Я перечислю три основных плюса данного произведения, которые позволяют делать всё вышеперечисленное и получать от всего этого эстетическое наслаждение.

Первый плюс – Превосходно «нарисованный» мир

На самом деле он скорее смоделированный, чем нарисованный, но не будем здесь спорить о терминах, ведь по факту здесь представлен настоящий акт «миротворчества». Компьютерная графика сейчас достигла таких высот, что искусственно созданный мир уже можно использовать в качестве серьёзного подспорья при проведении реконструкций прошлого. Я не скажу, что всё воссоздано с доскональной исторически выверенной точностью, но работа проделана просто грандиозная. Путешествуя по карте, можно посетить самые разные города и постройки далёкой древности, начиная с древнеегипетских городов (Мемфис, Крокодилополь, Фивы) и заканчивая городами греческим (Александрия) и римским (Кирена). Можно зайти в египетские и римские храмы, увидеть настоящий акведук. В принципе, игра позволяет оценить масштабы строительных работ, которые проводили наши общечеловеческие предки и восхищаться ими! От многих мест до наших дней дошли только небольшие фрагменты, которые только совсем недавно (по историческим меркам) стали ценить и охранять. Проделана огромная работа, которая позволяет, хотя бы чуть-чуть, посмотреть на то, как жил тот древний народ в те древние времена, о которых мы слышали на уроках истории в пятом классе.

Хотелось бы отдельно остановиться на одном моменте из игры, который примечателен тем, что я обнаружил его совершенно случайно. Дело было так: пробегал я как-то в Фивах между Карнакским и Луксорским храмами и заметил очень торжественную процессию. Знатоки истории Древнего Египта, думаю, догадались, что здесь изображена торжественная процессия в честь ежегодного праздника бракосочетания Амона и Мут – фестиваль Опет. Подобные моменты встречать всегда интересно и приятно (самое интересно, что на сюжет эта процессия никак не влияет и ни в одном задании не участвует) и, даже если здесь присутствуют ошибки в чём либо, оно всегда может побудить узнать об этом побольше. Единственное, что меня смущает в этом – это то, что праздновалось это событие начиная с XV века до н.э. Дошёл ли этот праздник до времён I века до н.э. – вопрос отдельного исследования.

Второй плюс – река Нил

Все мы из детства знаем реку Нил, знаем о её разливах, о плодородном иле, и о том, чем она являлась для простых египтян. В игре эта река представлена настоящей красавицей, действительно пленяющей взор. Когда-то давным-давно, скорее всего в том же пятом классе я прочитал древнеегипетские стихи, посвящённые этой реке. На самом деле это не просто стихи, а настоящий гимн эпохи Среднего Царства (с 2040 до 1786 г. до н. э.). Это практически невозможно представить в воображении, что примерно 4000 лет назад уже были люди, которые сочиняли стихи и поэтому я не могу не процитировать их здесь!

ВОСХВАЛЕНИЕ НИЛА (перевод А. Ахматовой)

1

Слава тебе, Хапи! [бог реки Нила и его разлива, покровитель урожая]

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтоб оживить Египет.

Бег его таится, подобно мраку

Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.

Он орошает поля, созданные Ра, [бог Солнца]

Чтобы дать жизнь каждой козе;

Он поит и пустыню, и сушь, —

Ведь это его роса падает с неба;

Он любит землю,

Он правит Непра, [бог зерна]

Он дарует процветание ремеслам Пта. [Птах – бог ремесла и искусства]

2

Владыка рыб, повелевающий им подниматься к порогам,

Нет птиц, кружащихся над теми,

Кто сеет зерно и сбирает полбу.

Когда же пальцы его пребывают в лени, а ноздри закупорены,

Нищают все люди.

Когда случается так, скудеет небо богов

И гибнут люди целыми народами.

3

Когда случается самое страшное, вся земля в бедствии,

Гибнут и большие и малые.

Но собираются в толпы люди при приближении его.

Когда Хнум сотворил его, [бог-творец]

Когда появляется он — и земля ликует,

Всякая тварь радуется,

Каждый позвонок хохочет

И все зубы обнажаются в смехе.

4

Приносящий пищу, богатый едою,

Творящий прекрасное.

Владыка силы, благоуханный,

Тот, кому радуются,

Кто родит траву стадам,

Кто сердцем помнит о жертвах богу,

Пребывающему под его покровительством,

Где бы ни был он: в преисподней, в небесах или на земле.

Он держит в своей власти Обе Земли,

Он наполняет житницы, и насыпает груды зерна,

И отдает добро беднякам.

5

Одаряющий деревья цветеньем,

Рождающий деревья в изобилье

Для всех, кто желает их видеть.

Строящий суда своей мощью,

Возлагающий на статуи белый венец

Без стараний каменотесов.

Незримый,

Он не держит слуг и сборщиков налогов.

Тайны сути его — непостижимы,

Никто не знает места, откуда он,

И, читая писания, не найти его пещеры.

6

Нет таких житниц, чтоб вместили твои дары,

Никому не надо повелевать твоим сердцем.

Тебе радуются юноши твои и дети твои.

Тебе воздают почести, как царю.

Законы при тебе неколебимы.

Ты выходишь у Верхнего и у Нижнего Египта.

Каждый пьет очами воду твою.

Всем сердцем стремишься ты умножить прекрасное.

7

Когда о тебе возвещает глашатай,

Радость выходит наружу, каждое сердце веселится.

Крокодилы беременны, у Нейт начинаются роды. [Первоначально мать богов]

Все твои девять богов Гелиополя — прекрасны. [Религиозно-значимый древний город]

Всходы на полях подобны излишкам чревоугодия.

Урожай делает людей сильными,

Одного насыщает, другого услаждает,

И нет между ними спора,

Готовящий дары кому-то, никого нет с ним рядом.

Люди ставят ему границы.

8

Всё освещающий, выходящий из мрака,

Тучность стад своих,

Мощь, творящая все.

Нет среди живущих никого, кто бы не знал его.

Одаряющий людей, чтобы они выполняли его намерения,

Сердцем обращенный к работе на поле

И вечером ласкающий свои поля.

Друг Пта,

Трудящийся с ним вместе,

Творец божественных писаний

И всего в Нижнем Египте.

9

Ты входишь с журчащей речью в середину земли

Желанный, расстающийся с тайной.

Когда ты гневаешься, исчезает рыба,

Тогда ждут люди большой воды,

Тогда богатый подобен бедняку.

Тогда заметен всякий, идущий на поля с орудиями,

И нет друга, оставшегося ради друзей.

Нет тканей, чтобы одеться.

Нет украшений для детей из знатных семей.

Нет никого, ночью слышащего воду.

И нет в речах желанной прохлады.

Все люди умащивают кожу

На радости, что начинается половодье.

10

Утверждающий истину, которой алчут люди,

В изреченье: «Пребывай в готовности до тех пор,

Пока тебе ответят».

Тогда ответит о Ниле Великое Зеленое море.

Знатные следуют за бедняками,

Непра правит живущими,

Ему воздают хвалу боги.

Нет птиц, слетающихся из пустыни.

Руки твои помнят золото,

Когда льют серебро в формы.

Никто не ест лазурит,

Когда созревает зерно.

Ночной Нил (Скриншоты из игры делал сам)
Ночной Нил (Скриншоты из игры делал сам)

11

Для тебя звучит арфа,

Тебе рукоплещут.

Юноши твои и дети твои радуются тебе

И достойно воздают тебе, когда наступает урожай.

Когда приносит он ценности,

Земля украшается.

Суда его несут людям прибыль.

Он, дающий жизнь сердцам беременных,

Любящий бесконечные стада свои.

12

Когда вступаешь ты в город,

Торжествует владелец прекрасных вещей.

Бедняк говорит: «О, если бы был у меня лотос!»

Все на земле едино.

Все травы отданы детям его.

Если же вкушающие пищу забывают его,

Довольство покидает дома

И земля впадает в бедствие.

13

Когда прибываешь ты, о Хапи,

Тебе приносят жертвы,

Приводят быков на закланье,

Откармливают птиц для тебя,

Ловят для тебя львов в пустыне,

Дарят тебе прекрасные вещи.

И так же, как приносят жертвы Хапи,

Приносят их каждому богу:

Небесные благовония, быки, скот,

Птицы, огонь.

Хапи прорыл пещеры в Фивах, [одна из столиц Древнего Египта]

Но имя его неизвестно в преисподней.

Корабли на Ниле – римская трирема (Скриншоты из игры делал сам)
Корабли на Ниле – римская трирема (Скриншоты из игры делал сам)

14

Взывают люди к богам

Из страха перед могуществом Владыки всего земного,

Моля о процветании для обоих берегов.

Процветай же, процветай же, Хапи.

Процветай же,

Дарами полей

Оживляющий людей и скот.

Процветай же, процветай же, Хапи,

Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.

Доведено до конца благополучно в мире

Трудами писца обоих домов серебра Кагабу.

Замечательное стихотворение, показывающее подлинное отношение египетского народа к кормящей их реке. Течёт река в игре, как и в жизни – с юга на север и впадает в Средиземное море. Не единожды я просто брал лодку и поднимался вверх по течению с севера на юг, любуясь видами вокруг. Навстречу плыли такие же лодки, но иногда попадались и римские триремы. Нил прекрасен и днём, и ночью при полной Луне.

А сейчас я поступлю не совсем честно ☺! Третий плюс мы подробно разберём в следующей статье, чтобы у вас было время подумать над тем, что могло быть ещё интересным в компьютерной игре! А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!

Следующая статья: Assassin's Creed Origins – Чудеса!