В связи с совещанием проводимым недавно Александром Лукашенко с экономическим блоком на тему инфляции, возникает простой вопрос, как в небольшой стране, где развиты контролирующие органы могла произойти ситуация с резким ростом цен на потребительские товары, продукты и медикаменты. В связи с этим, президент Беларуси высказал критику в адрес ответственных лиц за недостаточный контроль. Возникает следующий вопрос, почему для решения этих проблем требуется вмешательство главы государства. Сразу же Александр Лукашенко распорядился с 6 октября ввести запрет на повышение цен в стране. Также была подписана главой государства Директива №10 «О недопустимости роста цен». Контроль исполнения осуществляет Комитет государственного контроля во взаимодействии с Генеральной прокуратурой и другими органами. В мониторинге цен принимают участие профсоюзы и депутаты различного уровня.
Почти год назад такая же ситуация уже наблюдалась. Тогда на совещании 3 декабря президент высказал претензии по росту инфляции и по повышению цен от 10 до 100%. Было отмечено, что производители товаров и субъекты торговли нашли лазейки, позволяющие обходить введенные ценовые ограничения и повышать цены. Понятно, что в классическом порядке страновая инфляция зависит от многих факторов, но в первую очередь её уровень зависит от мировых тенденций. В то же время в этом году стоимость энергоресурсов для Беларуси был приемлема, чем для многих стран мира. В какой-то степени отрицательную роль на инфляционные процессы сыграли введённые экономические санкции, но наши предприятия переориентировали свои потоки поставок продукции почти оперативно. Также положительную роль сыграла программа импортозамещения.
На днях министр экономики Александр Червяков сообщил, что экспорт превышает импорт, идет прирост бюджета. Глобально для страны это хорошо, но для граждан, которые посещают торговые объекты и аптеки, этот процесс не ощутим. Там, периодически наблюдался рост цен. И уже сложившуюся ситуацию население воспринимало как закономерность. Ранее много было сказано и написано о монополизации основных торговых сетей на потребительском рынке. Писалось и говорилось, но процесс их расширения шёл и вероятно, это было выгодно. И не только хозяевам этих сетей, но и кому-то из чиновнического люда. Естественно, они устанавливали цены с очень большой маржой. При этом торговые сети, как значимый оптовый покупатель имели низкую входную цену.
Белорусские же производители продукции поставляют её на внешний рынок по низким ценам, чем на внутренний рынок. Вот и здесь, так же происходит несправедливость по отношению к отечественному потребителю, частично потери от внешней торговли компенсируются за счёт населения. Кто-то скажет, что для страны важно поставлять продукцию на внешний рынок, так как у нас экспортоориентированная страна. При этом необходимо выдерживать положительное сальдо между экспортом и импортом. Конечно, всё это значимо, но в то же время для снижения стоимости продукции существуют классические методы. Например, повышение производительности туда, различная оптимизация, снижение затрат на производство и комплектующие. Некоторые чиновники любят приводить примеры о дороговизне аналогичных товаров, особенно продуктов питания и медикаментов, в соседних странах. В большей степени это не соответствует действительности, тем боле уровень заработной платы разнится.
Вот один из депутатов нашего парламента недавно привел пример разбежки цен на один товар. Смысл его доводов заключается в том, что разнятся условия оплаты поставщику, то есть где-то осуществляется предоплата или товар поставляется под реализацию, а где-то с отсрочкой или бартером. При этом, и торговые надбавки различные. Очень много ещё имеется всевозможных уловок как у производителя товаров и продуктов, так и у торговли. Понятно, что стоимость зависит от качества и ассортимента. Но всё же и в этом направлении присутствуют оригинальные решения, в том числе и посреднические услуги. Из этого можно сделать вывод о том, что необходимо развивать биржевые сделки.
В этом направлении можно создать простой механизм (для нашей страны тем более), а именно соединить товаропроводящие сети и производителей продукции через биржи. С точки зрения рыночных отношений в этом механизме будет развиваться, и укрепляться добросовестная конкуренция, исчезнет роль посредников и злоупотреблений. Смысл работы такой системы прост - обязать торговые сети и магазины разного уровня размещать заявки на 3-4 месяца на закупку товаров, производимых в Республике Беларусь. Естественно в слаженной и оперативной работе этого механизма должны участвовать и банки для кредитования, как производителей, так и торговых объектов. Производители продукции, без всяких проволочек и ограничений должны иметь свободный допуск для размещения лотов своих товаров.
Разумеется, все тонкости и слаженность работы такого рыночного механизма должны разработать специалисты соответствующих ведомств. Опыт же биржевых сделок в Беларуси имеется. Понятно, что не все производители продукции и торговые объекты захотят или не смогут участвовать в такой системе. В этом ничего страшного не произойдёт, им придётся всё равно подстраиваться под биржевые цены.
Заслуживает внимание и предложение председателя Федерации профсоюзов Беларуси Михаила Орды, неоднократно высказанное им. Он предлагает заключать долгосрочные контракты между торговыми сетями и производителями, тем самым будет внутренний рынок насыщен белорусской продукцией. Очевидно, уровень цен будет более справедлив. При этом некоторые вопросы ценообразования будет регулировать и рынок.
Пока же контролирующие органы, депутаты и члены профсоюзов «мониторят» цены и выявляют недостатки. С одной стороны эффект по устранению выявленных нарушений повлияет на качественное обслуживание покупателей. С другой стороны их роль в ценообразовании вообще будет нулевой. При осуществлении рейдов они проверяют соответствие цен на 5 октября и на день посещения торгового объекта. Это называется простой фиксацией. В то же время присутствует информация о том, что собранные данные разного рода, депутаты передадут в специально созданную рабочую группу, которая до 20 октября должна сформировать предложения по ценовому регулированию. С большей долей вероятности эти предложения лягут «под сукно» в каком-то ведомстве. Очевидно, необходимо что-то менять в законодательстве, в котором будут присутствовать рыночные механизмы ценообразования и реальные условия развития частной инициативы.
В общем, в стране сложилась очередная интересная и поучительная ситуация. За то, что до 5 октября на продовольственном рынке происходила ценовая вакханалия, вряд ли кто-то ответит из состава соответствующих чиновников. Всё-таки для того, чтобы восторжествовала справедливость необходимо вернуть цены в торговых объектах на уровень начала лета. А вот к тем, кто получал баснословную прибыль необходимо принять соответствующие меры. Пока же ассортимент товара в торговых сетях и аптеках достаточный, но вот беда приобрести их не каждому позволительно. В первую очередь пополнить ассортимент присутствующих ранее продуктов в доме не смогут сделать пенсионеры и малообеспеченные семьи из-за высоких цен. Так и хочется банально заметить: «Верните цену в 14 рублей за килограмм сыра вместо присутствующей в 22 рубля».