Таким вот подъемом тяжелой хрустальной люстры от пола до потолка начинается спектакль «Тело театра» Провинциальных танцев в Колизее.
Приглашенный петербургский режиссер Елена Павлова поставила сложносочиненный спектакль-бродилку в жанре сайт-специфик: он может существовать только здесь, в первом городском театре, повидавшем за 175 лет своей жизни три исторические эпохи, первые театральные постановки в городе, изобретение и изгнание кинематографа, политические митинги и театр кукол, уральскую биеннале современного искусства и теперь вот — центр современной хореографии.
Каждую веху показывают своими телами один или двое танцовщиков. Их странные движения рождают многозначные ассоциации, но в основном они заняты проживанием своей телесности: у кого-то постоянно валятся из рук подносы или чашки, кому-то жмет и чешется шерстяной свитер, кого-то несколько раз обдают водой из ведра, кто-то постоянно хлопает дверьми и бегает по кругу. Самый криповый момент — когда на скрытое маской лицо танцовщика проецируют изображение Якова Свердлова (отсылка к 1905 году, когда Свердлов организовывал в театре бурные собрания и массовые митинги), а тот бьется в конвульсиях, отторгая от себя этот дьявольский лик.
Мне удалось расшифровать не все отсылки, но это и не так важно: важнее сам процесс хождения из фойе за кулисы, из подсобки в репзал, с этажа на этаж, от темноты к свету. В процессе этих блужданий мне вспомнилась концепция «гротескного тела» Михаила Бахтина: он применял ее к огромным безобразным телам обжор Гаргантюа и Пантагрюэля Франсуа Рабле. «Гротескное тело — становящееся тело. Оно никогда не готово, не завершено: оно всегда строится, творится и само строит и творит другое тело; кроме того, тело это поглощает мир и само поглощается миром».
Театр — это такое же гротескное тело. Театр всасывает и извергает из себя людей, театр хлопает дверьми и сотнями ладошей, театр рождает звуки и переваривает содержимое, как настоящий живой организм. Оказаться в чреве этого кита — словно попасть в другое измерение, и в спектакле «Тело театра» становишься настоящим потусторонним «попаданцем».
Красивый и умный, многослойный спектакль, где чувственное объединяется с концептуальным — это «Тело театра». Премьера 18–19 октября, но билеты есть только на 21–23 октября.