Найти тему

Сказка о том, как один аббат из статуи человека делал

Рене Декарт известен многим людям по изречению о связи мысли и существования. Для него вопрос о достоверности реальности всегда стоял очень остро, что даже приведет к появлению «Демона Декарта». Может даже оказаться, что и самого человека не существует. Тот, кто усомнится в свой достоверности, подвергает себя сомнению. А сомнение – неизбежный акт мышления, ибо только в нем, простите за тавтологию, невозможно усомниться. Так мышление доказывает наше существование, если идти уж совсем по верхам.

Мы предполагаем, что человек способен на акт мышления, который доказывает его существование. Но может ли этот процесс базироваться на чем-то эфемерном? Нет. Где-то внутри нас должны быть врожденные идеи, которые не подвергаются сомнению, не зависят от особенностей взгляда на мир и жизненного опыта. Раскрыть все доопытные представления разума – это значит полностью раскрыть потенциал познания реальности. Так мыслит Декарт. Сегодня мы не говорим о том, какие именно идеи, по мнению философа, врожденные и откуда же они взялись. Лучше поговорим о том, как данный тезис пытались опровергнуть.

Оппонировать Декарту сегодня будет Этьен Бонно, аббат де Кондильяк, сенсуалист, философ и священник. Что же такое он придумал, чтобы показать, что в основе познания лежит приобретенное ощущение? В «Трактате об ощущениях» предложен следующий мысленный эксперимент. Представим себе мраморную статую, внешне идентичную человеку, обладающую духом, но лишенную органов чувств.

-2
-3

Первым делом Кондильяк предлагает наделить нашу статую обонянием, наименее важным чувством. Она, лишенная пока иных представлений, станет, в представлении самой себя, запахом «розы, гвоздики, жасмина, фиалки». Так у нее появится память на плохие запахи и хорошие, но пока не способна иметь желание, просто принимая действительность своего запаха. Лишь испытав некоторое количество новых ощущений, у нее окончательно вырабатывается память об удовольствии и стремлении к нему. Память – способность статуи частично сохранять в себе запах, даже если он уже исчез из окружающего пространства.

Таким нехитрым образом, используя всего лишь один орган чувств, Кондильяк учит статую сравнивать, судить, обладать привычкой, удивляться, формировать простейшие логические связи, проявлять потребность. Она познает вещи гораздо более сложные и абстрактные, вплоть по такое концепты как истина, длительность, время. И так можно рассуждать о каждом из пяти чувств или их совокупности.

Для Кондильяка важно, что лишь с помощью одного чувства он смог сделать статую подобной человеку, показать процесс установки внутреннего мышления. Доказывает ли это отсутствие врожденных идей? Решать вам. А я побуду мраморной статуей.