Найти в Дзене

Чистильщик и волкодав по прозвищу Скорохват

В Москве действительно беспокоились и нервничали.
В ежесуточной сводке военной контрразведки за 17 августа, поступившей в Ставку после полуночи и занимавшей всего полторы страницы, делу "Неман" было уделено девять строчек: кратко сообщалось, что в тылах 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов действует и активно разыскивается сильная, квалифицированная резидентура противника.
В этом не было ничего чрезвычайного: Ставку надлежало информировать обо всех представляющих значительную угрозу разведгруппах противника и даже об отдельных наиболее опасных агентах.
Но поскольку речь шла о фронте, где менее чем через месяц должна была проводиться ответственная стратегическая операция, Верховный Главнокомандующий, читая сводку, сделал на полях пометку синим карандашом, означавшую одновременно: "обратить внимание" и "доложить подробнее".
Эта пометка явилась основанием для взятия дела на контроль Ставкой, а днем Верховному была доставлена развернутая справка по делу "Неман", занимавшая почти две страницы. Ознакомясь с ней уже ночью и обнаружив, что действия разыскиваемых ставят под угрозу скрытность сосредоточения войск и ударной группировки в тылах 1-го Прибалтийского фронта и речь, таким образом, идет о судьбе важной стратегической операции, Верховный был крайне обеспокоен и возбужден.
Уже многие месяцы он ни разу не был в столь дурном расположении духа, как в этот час.

Владимир Богомолов - Момент истины (В августе сорок четвертого).

Это был старый журнал "Роман-газета". 1975 год. №9 и №10. Это был роман о контрразведчиках. "Совершенно секретно"... "Шифротелеграмма" ... "Чрезвычайно срочно! Особой важности!"...

Я начал листать этот журнал, наверное, сразу же, как научился читать. Все было очень круто! Даже как была собрана эта книга - куски из оперативных документов, части от имени главных героев, вставка с заседания Ставки, ... Сначала я, конечно, ничего не понимал в документах и пропускал. Главное было между ними. Потом многие моменты, фразы я помнил уже наизусть:"чистильщик и волкодав по прозвищу Скорохват", "Качай их, качай!", "- Мищенко... Малыш свалил Мищенко! Фантастика!", "Только дышать будешь, как я скажу!", "Ба-бушка!.. Бабулька приехала!!!", ...

Владимир Богомолов (Владимир Иосифович Войтинский, 1926г. рождения) добровольцем ушел на фронт в начале войны. С июля по октябрь - курсант полковой школы младших командиров воздушно-десантных бригад. Воевал на Калининском фронте под Москвой. Был ранен. Войсковая разведка. Форсировал Днепр. Награждён Орденом Отечественной войны I степени. В 1944 году из разведки переходит в контрразведку СМЕРШ. Войну закончил в Берлине. Затем - Маньчжурия. Медаль "За победу над Японией". В 1948 переведен на Украину "на борьбу с бандеровцами и мельниковцами".

Владимир Богомолов
Владимир Богомолов

Эд.Поляновский. "Я не уберу из книги ни единого слова". 2004 год:

"Рукопись романа "В августе сорок четвертого..." затребовал КГБ СССР. Генерал КГБ приглашал писателя на Лубянку. Богомолов звонил снизу. Генерал: "Поднимайтесь ко мне". - "Я никуда подниматься не буду. Если я вам нужен - спускайтесь". Генерал, наслышанный о странностях писателя, покорно спускался. Разговор происходил то в общественной приемной, то в освобожденном кабинете. "Штабное совещание в сарае - убрать". - "Почему?" - "Вы разглашаете секретные сведения". - "Покажите мне документ, пункт, параграф, на основе которого..." - "Не могу. Этот документ тоже секретный". И, сменив генеральский тон: "Владимир Осипович, дорогой. Речь-то всего о трех страницах".

- Я не уберу из книги ни единого слова! - Богомолов вставал,
разворачивался, уходил.

Его вызывали снова и снова. Уже с угрозой.

- Вы хоть представляете, с кем имеете дело?!

Точно так же терзали его в Министерстве обороны. - Вставал, разворачивался, уходил.

Генералу КГБ, кстати, роман очень понравился. Рукопись он... украл. Отвез ее к себе на дачу и там запер в сейфе. Так хранят драгоценную вещь в единственном экземпляре.

Богомолов был в ярости.

- Я на вашего генерала подам в суд! - кричал по телефону.

Рукопись вернули."

" К нему домой явился порученец председателя КГБ Андропова. Взял под козырек: "Вы не могли бы сделать дарственную надпись Юрию Владимировичу?" - "Что я должен написать?" - "Ну, что-то вроде благодарности за помощь, которую наши органы оказывали вам". - "КГБ не только не помогал мне, но всячески препятствовал... терроризировал меня. Я ничего не подпишу вашему шефу". - "Так и передать?" - "Так и передайте".

Потом к писателю явился порученец министра обороны СССР маршала Гречко: "Вы не могли бы для Андрея Антоновича..." Богомолов и его выставил за дверь.

Конечно, писатель жизнью не рисковал, не о том речь. Просто представьте на секунду, что он, махнув рукой, написал бы несколько дежурных слов двум этим могущественнейшим людям. Какие бы необъятные, самые сверхсекретные архивы открылись бы для писателя! У него снова была бы "нулевка", как тогда - после войны...

Пацаном, в 15 лет, бросил школу, приписал себе два года и ушел воевать.

Трижды был контужен, тяжело ранен. Осколки в основании черепа остались до конца жизни.

Дошел до Берлина.

Юноша девятнадцати лет - победитель. Шесть боевых наград."

-3

Слушайте радиоспектакль Центрального театра Российской армии по книге В.Богомолова Момент истины (В августе сорок четвертого...) на Радио Солнечного Ветра.

#Владимир богомолов #момент истины #в августе сорок четвертого... #радиоспектакль

Песня из фильма "В августе 44-го..." (реж. М. Пташук, 2000 год).