Если малыш делает что-то плохое – многие родители реагируют криком. Часто это даже необдуманно, спонтанно. Наш автор поделилась своим секретом воспитания уравновешенного и доброго сына, которому уже 19 лет.
Старшему сыну уже 19 лет, и я могу с полной уверенностью заявить, что воспитала я его достойным человеком. Дмитрий очень добрый и весьма отзывчивый парень. За всю жизнь ни одного злого слова я от него не слышала, как и действий каких-то нехороших не видела. А о секрете воспитания я расскажу на примере младшего сына, которому сейчас чуть меньше 2,5 лет. Всё просто: я не сторонник рукоприкладства, и совсем не люблю повышать голос. Всё, что ребёнок в состоянии понять – ему нужно объяснить. Если же что-то, в силу возраста, ребёнок не может уяснить, то требуется обычное терпение.
Никогда не понимала мам, до посинения орущих на своих чад на детской площадке. Вот буквально вчера наблюдала такую картину: девочка в песочнице кидалась песком в другую девочку. Её мама, вместо того, чтобы подойти и спокойным размеренным тоном объяснить своей малышке, что так делать нельзя, с выпученными глазами набросилась на ребёнка. Мать так громко кричала, что у меня чуть уши не заложило. А нужно-то было всего лишь обосновать девочке причину негодования и отвлечь чем-то не менее интересным.
Я бы, например, в этом случае именно таким образом и поступила, а затем увела бы своё чадо в какое-то другое место, ещё более увлекательное, например, на качели. Придя домой, в спокойной обстановке всё бы с малышом обсудила. Я со своим младшим сыном такими обсуждениями часто занимаюсь. Скажем так, подвожу с ним итоги прожитого дня. Понятно, что в двухлетнем возрасте ребёнка это, скорее, монолог. Но если этот метод работает, то почему бы им не пользоваться?
У моей близкой подруги трое детей. Однажды Наталья пришла ко мне в гости с младшим сыном. Они с Георгием почти ровесники, и мы с подругой рассчитывали спокойно посидеть, пообщаться, пока мальчишки будут играть друг с другом. Но не тут-то было. Сын подруги отобрал у моего ребёнка какую-то игрушку и не хотел отдавать. Наталья начала на него орать и шлёпать по попке так, что Гера аж испугался: попятился назад, как каракатица, потом повис на моей шее. Для моего сына такое обращение было шоком, он не привык к такому, поэтому испугался. Нет, я ни нисколько не осуждаю Наталью, у всех свои методы воспитания, просто не понимаю. Я в таких ситуациях, когда мой егоза с кем-то игрушку не может поделить, просто нахожу такую игру, которая будет интересна обоим детям. Тот же конструктор, например, можно достать и привлечь обоих непосед к стройке гаража. Та игрушка, которая только что нужна была обоим, сразу становится ненужной никому. Из любой ситуации можно найти выход – спокойный и рациональный.
У другой моей приятельницы двое детей-подростков, и она сравнивает воспитание с дрессировкой собак. Светлана рассуждает так: «Что малышу, что собаке – надо команды давать. Со временем они понимают эти команды и выполнять начинают, а если не хотят понимать – получают ремня. Если невозможно донести что-то словами, это всегда можно донести силой». Кто вырастет из Светкиных детей – это, конечно, ещё вопрос. И опять же я не осуждаю подругу, но мне её взгляды не близки. Если у мамы нервы не в порядке – их надо лечить или, как минимум, сдерживаться. Но ни в коем случае не срываться на ребёнка.
Существует метод «трёх секунд». Если ребёнок вывел вас из себя, то прежде, чем вспылить, посчитайте до трёх (лучше, конечно, до десяти, чтоб наверняка), и ярость немного угаснет. Или, как вариант, выйти в другую комнату или на улицу, этот метод тоже никто не отменял. Минут на 10-15 вышли, погуляли, подышали и вернулись уже совсем в другом настроении.
Лет до полутора, пока к Гере хоть какое-то осознание не пришло, когда он меня злил, я вслух произносила: «Сынулечка, не делай так больше, ты меня расстраиваешь. Я понимаю, что ты ещё совсем малыш, но впредь постарайся так больше не поступать, пожалуйста». Примерно так. И да, мозгом я понимала, что из всех этих слов сын уловил немного, а то и совсем ничего не уловил, но, проговорив ситуацию, лично мне становилось чуточку поспокойнее.
Во всех ситуациях я пытаюсь понять своего кроху и быстренько переключить его внимание на что-то другое. Ведь двухлетний ребёнок – это совсем малыш, ему интересно бегать, прыгать, баловаться – так он познает мир. Моя задача, как взрослого, позволить ему это делать с минимальными потерями.
Ангелина Вечерова
А вы иногда срываетесь на ребёнка или очень спокойны всегда?
Подписывайтесь на наши соцсети: