Мы продолжаем знакомить наших читателей с судьбами людей, которые родились и выросли в годы военного лихолетья и за которыми навечно закрепился статус «дети войны». И сегодня наш рассказ о судьбе Сергея Павловича Иващенко из села Бурлацкого.
Самый младший в семье
- Я родился 20 февраля 1936 года в селе Бурлацком в крестьянской семье Иващенко, - начал свой рассказ Сергей Павлович. - Отец - Павел Яковлевич - и мама - Марфа Матвеевна - были одногодками, родившимися в 1904 году. Всего в нашей семье было четверо детей: старшая сестра Зинаида родилась в 1925-м, брат Иван - в 1926-м, брат Василий - в 1929-м. Я был последышем. До войны мама с папой работали в колхозе имени Ширяева, отец учётчиком, мама разнорабочей. Жили в собственной хате. В хозяйстве была корова, три овечки, куры. Старшая сестра Зинаида, учитель по образованию, работала счетоводом в колхозной конторе, брат Иван трудился пахарем.
Лагерный номер 18968
Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего пять лет. Но я хорошо помню летний день 22 июня 1941 года. По нашей улице на коне проскакал вестовой и сообщил, что гитлеровская Германия напала на Советский Союз.
Всех мужчин призывного возраста стали забирать на фронт. Дошла очередь и до нашей семьи. Было начало июля 1941-го. Отец с матерью в тот день провожали на фронт своего родственника, посидели напоследок за столом, поговорили и стали выходить на улицу. В этот момент к дому подъехал вестовой и вручил отцу повестку о срочном прибытии в военкомат.
В тот день из Бурлацкого были призваны на фронт семнадцать человек. Я остался дома, а мама, старшие братья и сестра пошли провожать отца. Сначала они пришли в село Сотниковское, где в то время располагался райвоенкомат. Потом отправились на железнодорожную станцию в село Благодарное. Отец на станции купил орехи, наколол и с мамой передал мне в подарок.
Проводив отца на войну, стали ждать от него писем. Сначала письма приходили, но вдруг прекратились. Потом пришло извещение, в котором сообщалось, что красноармеец Иващенко Павел Яковлевич пропал без вести в апреле 1943-го. Мама плакала, переживая невосполнимую утрату. Никаких подробностей мы не знали, но верили, что папа жив-здоров и обязательно вернётся.
После войны один из сослуживцев отца, вернувшийся домой, рассказывал, что под Харьковом их часть попала в окружение. Единицам удалось выбраться живыми, остальные были захвачены в плен и отправлены в концлагеря в Германию. Но мы не верили в это.
А совсем недавно в рассекреченных военных архивах удалось найти карточку военнопленного красноармейца П.Я. Иващенко, 12.12.1904 года рождения, уроженца села Бурлацкого. В ней значилось, что отец попал в плен 17 октября 1941-го в районе города Богодухова Харьковской области и был отправлен в концлагерь Шталаг VI К (326), лагерный номер 18968. Погиб в плену 21 августа 1943-го, место захоронения Фореллькруг/Зенне (Германия).
Погиб смертью храбрых
Брата Ивана призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии в ноябре 1943-го. Сначала его вместе с несколькими земляками-бурлачанами направили в город Баку - военный городок Красный Восток, 29-я школа снайперов, а потом на фронт. Он часто писал домой письма, адресованные сестре Зинаиде. Некоторые из них сохранились по сей день.
28 сентября 1944-го, брат писал: «Здравствуйте, моя дорогая мамаша, сестрица Зина, братик Вася и мой любимый братишка Сеня. Посылаю я вам свой красноармейский привет с пожеланиями самых наилучших успехов в вашей домохозяйской жизни. А теперь сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Я сейчас нахожусь в Луцкой области, мама. На фронт пойду скоро и буду действовать по своей специальности. Жизнь хорошая, так что не беспокойтесь. Буду лупить фрицев как сидорову козу. Смерть немецким оккупантам!!! Пока всё, передавайте привет всем родным и близким».
Последнее письмо с фронта от брата Ивана, точнее, почтовая карточка, была датирована 28 декабря 1944 года. Брат писал: «Привет из Польши. Здравствуйте, мои дорогие родители, мама, Зина, Вася, Сеня. Посылаю вам свой чистосердечный красноармейский привет с пожеланием наилучших успехов в вашей жизни».
Ничто не предвещало беду, но вскоре ещё одно страшное известие пришло в наш дом.
В письме от 8 апреля 1945-го сослуживец брата Ивана сообщал следующее: «Уважаемая Зинаида Павловна! Я полагаю, что данное письмо вас уже не удивит, а только огорчит, так как вам, наверное, известна судьба вашего любимого братишки, а нашего верного боевого товарища, отдавшего свою жизнь за жизнь и счастье всего миролюбивого человечества. 14 февраля 1945 г. он пал смертью храбрых в бою за плацдарм на реке Одер (Германия). Сейчас по поручению командования я пишу вам это краткое письмецо, в котором высылаю 17 фотокарточек, находившихся у вашего братишки. Выношу соболезнование в вашей тяжёлой утрате и желаю всего наилучшего в вашей домашней житухе. Примите наш пламенный фронтовой привет и разрешите заверить вас, что мы сумеем отомстить этому людоеду за любимого вашего братишку. Боец Калядин Виталий Степанович».
И только в ноябре этого же года на имя Зинаиды пришло официальное извещение, в котором сообщалось: «...Ваш брат, красноармеец Иващенко Иван Павлович, 1926 года рождения, в бою за социалистическую родину погиб 14 февраля 1945 года и похоронен в селе Хельзе Бранденбургской провинции (Германия)».
Позже пришло ещё одно письмо от командования войсковой части, в которой служил Иван. В нём сообщалось, что советская родина высоко оценила боевые подвиги ефрейтора, снайпера 6-й стрелковой роты 2-го стрелкового батальона 1010-го стрелкового полка 266-й стрелковой Артёмовской Краснознамённой ордена Суворова дивизии И.П. Иващенко, наградив его орденом Отечественной войны II степени (посмертно).
Оккупация
В августе 1942-го в село Бурлацкое пришли немецкие оккупанты. В тот день мы с братом Василием играли на улице возле дома. Вдруг на дороге появились грузовые машины, приближавшиеся к нам со стороны Благодарного.
Мне было интересно, я и машин-то раньше не видел, а тут столько и сразу. Стою, смотрю. А мама кричит из-за стены дома: «Бегите домой быстрей, прячьтесь, немцы, немцы...». Мы с братом зашли во двор и спрятались в так называемых окопах, которые заранее вырыли по совету старших к приходу оккупантов.
В окопе было подготовлено место для сна, выстланное соломой, стояло ведро с питьевой водой и кружкой для питья.
Потом по селу ходил немецкий квартирмейстер, осматривал дома и писал на воротах, сколько в конкретный дом можно поселить солдат. Вскоре к нам заселились трое немцев. Заняли одну комнату, а нас прогнали во вторую. Сестра была молоденькой девчонкой, мать очень переживала за неё. Поэтому намазала ей лицо сажей и уложила в постель, мол, больная, заразная. А по селу шла молва, что немцы боятся больных и не приближаются к ним.
Незваные гости нас особо не беспокоили. Но односельчане говорили, что фашисты арестовали всех евреев, приехавших в наше село ещё до оккупации, согнали в Спасский карьер и расстреляли.
Одной женщине-еврейке каким-то образом удалось спрятаться. Всю оккупацию она жила сначала в стоге сена, потом в подвале одного из домов. Односельчане приносили ей продукты. Старшие потом говорили, что она выжила.
Немцы покинули село Бурлацкое в середине января 1943-го. Как они уходили, я не видел.
Ещё одна утрата
Оккупация закончилась, в селе стала налаживаться мирная жизнь, но жили мы бедно. Питались, чем попало. Летом ловили сусликов, тайком собирали ячмень на колхозных полях. Мама молола зёрна, пекла лепёшки, варила похлёбку.
Когда закончилась война, с фронта домой стали возвращаться мужчины, те, кто остался в живых. В наш дом возвращаться было некому: отец и старший брат погибли. Но об этом мы узнали позже и продолжали ждать их возвращения.
Первые послевоенные годы были очень трудными, неурожайными, голодными. В 1947-м простудилась и умерла старшая сестра Зинаида.
Мирное время
Я окончил девять классов сельской школы. Отслужил в советской армии. Начинал службу на Дальнем Востоке, потом часть перевели в город Грозный. После демобилизации поступил учиться в Грозненский электротехникум. В 1960 году женился и вместе с супругой Валентиной Семёновной приехал в село Бурлацкое.
Позже жили и работали в Благодарном на элеваторе, я - электриком, супруга - бухгалтером. Перед выходом на заслуженный отдых вернулись в Бурлацкое. Вместе с женой вырастили и воспитали сына Сергея.
Он окончил Вольское военное интендантское училище. Сегодня - военный пенсионер, майор в отставке, живёт во Владимире, воспитывает двух дочерей. Внучки каждый год приезжают навестить стариков, полакомиться арбузами и виноградом.
Вместо послесловия
Рассказывая историю своей жизни и держа в руках семейные фотографии довоенного времени и фронтовые письма старшего брата, Сергей Павлович как будто заново переживал все те события, потому что порой на глазах пожилого мужчины появлялись слёзы. Нелёгкие испытания уготовила ему судьба.
В семье Сергея Павловича Иващенко бережно хранят фронтовые реликвии и свято чтут память о героических родственниках, славных защитниках Родины, отдавших жизнь за Отечество во имя мира на земле.