Найти тему

«ИСПАНЕЦ, СТАВШИЙ ИНДЕЙЦЕМ»

В статье об ацтеках (читать первую и вторую часть) мы вскользь упомянули такого персонажа, как Гонсало Герреро – испанца, который принял культуру майя, вошёл в число их знати и сражался против своих соотечественников, отстаивая независимость мезоамериканских народов. Сегодня хотим рассказать о нём подробнее, заодно попробовав новый формат кратких статей, затрагивающих различные интересные, но не столь значимые события в истории. Итак, начнём!

1511 год. На Гаити из Панамы отправилась каравелла с целью предоставить Диего Колумбу (правителю испанских колоний, подробнее – опять же, в статье об ацтеках) отчёт об экспедиции в центральную Америку и вручить ему собранные в этой самой экспедиции ценности. Недалеко от берегов Ямайки судно терпит крушение, два десятка выживших садятся в лодки и дрейфуют по морю, пока наконец не оказываются на восточном берегу полуострова Юкатан. Девять не умерших по пути от голода моряков почти моментально замечены проходившим мимо патрулём майя из города Ваймил. Иноземцев взяли в плен, четверых принесли в жертву, остальные сбежали и попали в другое поселение, Шаман Сама, где их обратили в рабство, раздав различным знатным представителям княжества, и вскоре в живых остаётся всего двое: священник Херонимо де Агилар и матрос Гонсало Герреро.

В 1514 году Герреро удачно подгадал момент и сбежал, направившись к соседнему городу под названием Чаак Темаль (современный Четумаль), что был в состоянии войны с Ваймилом и Шаман Самой. Там он добился аудиенции с правителем города На Чан Каном, поступил у нему на службу. И понеслась. Герреро познакомил своих новых сограждан с тактикой фаланги (именно той, с помощью которой Александр Македонский когда-то завоевал полмира), научил их возводить укрепления по европейскому образцу, показал различные хитрости и уловки, знакомые каждому солдату королевств старого света, рассказал о своём опыте боевых действий с маврами (Герреро был участником заключительной стадии реконкисты). Чужеземец быстро стал в Чаак Темале своим, а его заслуги на военном поприще (благодаря инновациям, что привнёс Герреро в чаактемальскую армию, враги На Чан Кана терпели поражения один за другим) позволили ему снискать всеобщее уважение, быстро подняться по карьерной лестнице и стать чуть ли не аналогом министра обороны при своём новом сеньоре. Ясное дело, Герреро пришлось ассимилироваться, хотя он особо этому и не противился. Его тело вскоре после присоединения ко двору На Чан Кана покрылось большим количеством татуировок, волосы отрасли, в ушах появились увесистые серьги, а место Христа в мыслях заняли Ицамна, Кинич Ахау и прочие небожители из майяской религии.

Гонсало Герреро по мере «преображения», рисунок
Гонсало Герреро по мере «преображения», рисунок

Тем временем наступает 1519 год, на северном побережье Юкатана высаживается старый добрый Эрнан Кортес, будущий покоритель империи ацтеков, вызволяет из рабства Херонимо де Агилара и узнаёт от местных о судьбе Гонсало Герреро. Агилар, как мы помним, присоединится к экспедиции конкистадоров в качестве переводчика, и Кортес, понимая, какую пользу может принести свой человек, прослуживший пять лет военачальником у майя, направляет в Чаак Темаль письмо. Герреро прочитал его и ответил что-то в духе: «Вы, уважаемый Кортес, дурной? Я – часть этого народа, у меня тут жена и дети, ни к каким ацтекам не пойду и вообще как я в таком виде в Испанию потом вернусь?», так что Кортесу оставалось лишь пожать плечами и оставить эту затею. К слову, Герреро действительно успел жениться на местной девушке, да не просто девушке, а дочери самого На Чан Кана по имени Цациль Ха, что родила ему троих детей. Они считаются первыми метисами (смешанным потомством коренных жителей с европейцами) в истории Мексики, этому даже посвящены строчки в гимне одного из мексиканских штатов. Впоследствии де Агилар в своих письмах будет называть Герреро приспешником сатаны и всячески его поносить, утверждая, что тот ещё в плавании был каким-то не таким.

Ну а пока что дела у нашего моряка, вернее, теперь уже второго человека в Чаак Темале, идут отлично. Почти десять лет он купается в лучах славы и всеобщей любви, побеждая одно соседнее княжество за другим. Но побеждают одно княжество за другим и испанцы. Поняв, что вскоре его соотечественники доберутся и до Чаак Темаля, Герреро разрабатывает план ведения партизанской войны: справедливо рассудив, что в открытом бою майя потерпят поражение, он стал уповать на нанесение точечных ударов по малочисленным испанским войскам там, где это окажется больнее всего. Конкистадоры и так чувствовали себя, мягко скажем, не очень хорошо в условиях местных джунглей, так теперь ещё из-за каждого дерева в них начали вылетать дротики, под каждым лежащим листом оказывалась яма с кольями, из каждого куста выпрыгивал отчаянный индеец с копьём наперевес и бил точно в какого-нибудь офицера. С 1527-го один город нанёс испанцам чуть ли не больше ущерба, чем вся могучая ацтекская империя десять лет назад. Полуостров Юкатан и так покорялся с трудом, а тут конкистадоры встряли прямо-таки основательно.

Но наступает 1533 год, а с ним приходит и засуха. Запасы еды истощались, новые посевы погибали, а война с испанцами каждый день продолжала отнимать ресурсы, в том числе и людские. Стычки начинают происходить всё чаще и чаще, конкистадоры бросают в бой всё новые и новые силы, вооружённые по последнему слову тогдашней техники, и против бронированной конницы, аркебуз и пушек голодные и измученные чаактемальцы остаются бессильны. 13 августа 1536 года будет найден труп бородатого татуированного испанца, одетого в облачение знатного майя с пулей в груди. Де Агилар впоследствии опознает его как Гонсало Герреро, и о кончине изменника и предателя веры Христовой станет известно всему новому свету.

Статуя, посвящённая Гонсало Герреро. Мерида, Мексика
Статуя, посвящённая Гонсало Герреро. Мерида, Мексика

Несмотря на смерть своего лучшего полководца, Чаак Темаль продержится вплоть до 1544 года, когда жители, поняв, что поражение неизбежно, покинут свои дома и разбредутся по окрестным джунглям, позволив испанцам беспрепятственно войти в город. Но Герреро уже не увидит этого, как и того, какие зверства его соотечественники будут творить с его новым домом и его жителями в отместку за их ожесточённое сопротивление. Не будем об этом и мы, так как статья, всё-таки, о конкретном человеке, который так и останется для Испании предателем и безбожником, а для Мексики станет героем и символом борьбы с колониализмом. Так что прощаемся. Надеемся, вам понравилось, если так – ждём ваших подписок, пальцев вверх и мнения в комментариях! Ну и, напоследок: любите историю - она может многому научить!