Удивительные находки.
Как можно было потерять великолепный образец исламской архитектуры 12-го века? Этот вопрос звучит в головах многих людей в испанской Севильи где во время ремонтных работ одного из самых известных баров в центре Севильи на юге Испании, случайно был обнаружен исламский памятник, датируемый XII веком нашей эры, когда династия Альмохадов правила обширными территориями, которые сейчас являются Испанией, Португалией и странами Северной Африки.
Найденной древностью является хаммам (баня) в исламском стиле, наполненный геометрическими украшениями и световыми люками в виде восьмиконечных звезд на стенах и сводчатыми потолками.
Пивной ресторан Giralda-это уникальный ресторан с потрясающей историей. Он расположен в самом центре города Севильи на улице Матеос Гаго, в непосредственной близости от Севильского собора и башни Эль-Гиральда.
С момента появления ислама и до конца девятнадцатого века хаммамы оставались важной чертой исламской архитектуры в большинстве городов арабо-исламского мира. Важность хаммамов была связана с их социальной и религиозной функцией - чистотой. Ванная комната занимала второе место после мечети в иерархии институтов исламского общества, и была необходимым дополнением к мечети.
Владельцы бара Cervercería Giralda, работающего с 1923 года, и расположенного недалеко от Севильского собора, и не предполагали о ценности которой владеют. В течении периода существования бара, у него сменилось несколько владельцев.
В 2007 году четыре партнера приобрели ресторан Cerverceria Giralda и в придачу к нему бар, о ценности которого они даже не догадывались. А прошлым летом они решили воспользоваться местными дорожными работами и пандемией коронавируса, чтобы приступить к давно откладывавшейся реконструкции ресторана и бара добавив к нему гостиницу, и во время строительных работ был обнаружен хаммам. Исследователи полагают, что дата постройки хаммама восходит к Североафриканскому халифату Альмохадов, исламской империи, которая правила большей частью Пиренейского полуострова между 1130 и 1269 годами нашей эры.
Первые документальные свидетельства о севильской бане датируются несколькими десятилетиями после того, как христианские силы захватили город в 1248 году нашей эры.
В 1956 году этот ресторан посетил профессор Александрийского университета Аль Сайид Салем. Любопытный посетитель ресторана, хорошо знающий историю Андалусии и значение общественных бань в мусульманском обществе, заинтересовался сводами заведения и выпустил статью, в которой он проанализировал архитектурные формы здания и выдвинул предположение, что это хаммам 12 века, когда-то был роскошным заведением, которое находилось рядом с мечетью, впоследствии ставшей Севильским собором рядом башней Ла-Гиральда, ранее бывшей минаретом.
К этой статье проявил интерес севильский отельер Федерико Г. Патаншон, любитель искусства и исследователь истории. Он увидел прекрасную возможность вернуть драгоценность людям.
Прошло десять лет с 2007 по 2017 год, пока появилась возможность подтвердить то, о чем говорилось в этом уникальном документе. И в 2017 году к работе с проектом был привлечён архитектор Фрэн Диас, который смог раскрыть эту удивительную красоту и показать её миру.
Как только был снят слой штукатурки со стен хаммама и открылись световые люки, каменщики уступили свои позиции археологам, поскольку пивной ресторан находился в охраняемом здании, закон требовал, чтобы во время ремонтных работ был археологический проект. Проект предоставил археолог Альваро Хименес.
Этот хаммам удивил несравненным богатством хорошо сохранившихся украшений, которые скрывались под штукатуркой, великолепной сохранностью светильников и сводов, полностью покрытых картинами, и дверной перемычкой покрытой тканью с геометрическим орнаментом.
Несмотря на местную легенду и исторические документы, свидетельствующие о том, что на этом месте когда-то была древняя мечеть с минаретом и с купальней, большинство жителей предполагали, что строительство старой Гиральды связано со стилем «нео-мудехар», стилем архитектуры исламского возрождения, в котором архитектор Висенте Травер построил бар и отель в начале 1920-х годов.
Антонио Кастро, один из четырех владельцев таверны, сказал, что хотя и были некоторые свидетельство о том, что в этом здании мог быть древний хаммам, не все историки были в этом убеждены, а некоторые предполагали, что здание бара было построено намного позже. Об этих слухах знал археолог Альваро Хименес, который, как и многие другие, думал, что это всего лишь утверждения без доказательств. Но когда в июле прошлого года, его команда очищая оштукатуренный потолок обнаружила восьмиконечный световой люк в форме звезды все сомнения рассеялись.
Что всех удивило, так это отличное состояние 89 светильников и великолепная сохранность картин, которые поднимаются до купола на сводах стен различных залов.
По мнению экспертов, работа архитектора Висенте Травера в начале двадцатого века сыграла ключевую роль в сохранении нынешнего состояния Гиральды. Первый владелец этого здания перестроил его превратив в отель зная, о богатстве убранства стен, он тщательно оберегал их, сохранив даже плинтус из плитки Trianero (творение Рамоса Рейано, такая же керамика лежит на площади Испании) и деревянный бар.
Публикация иностранного ученого 1956 года, которая была в распоряжении Федерико, вызвавшая его интерес и побудив начать реставрационный проект, открыла всем глаза, что Гиральда - это хорошо сохранившаяся баня Альмохадов и после девяти месяцев восстановления, девять веков спустя можно наслаждаться её первоначальным состоянием. Другие теории, датирующие строение пятнадцатым, шестнадцатым или семнадцатым веками, были отброшены.
Было выяснено, что это древняя исламская баня, датируемая двенадцатым веком, была тщательно продуманным сооружением. Владельцы бара связались с лучшими археологами по Андалусии, которые прокомментировали, что эта баня является самым лучшим образцом из всех известных бань на Пиренейском полуострове (юго-западная Европа) с хорошо сохранившимися украшениями, которые не стерлись с годами.
На белом фоне было отчетливое тиснение геометрических узоров из линий, кругов и квадратов. Кроме того, на панелях из красной охры изображены восьмиконечные звезды и восьмилепестковые многолистные розетки. Рисунки чередуются, смешиваются и сливаются с геометрией отверстий световых люков в потолке.
Археологи утверждают, что это единственный хаммам Альмохадов в Испании сохранившийся до наших дней с оригинальным декором. Владелец бара Giralda уверяет, что стоимость работ по расчистке хаммама была высокой, но это того стоило. И вскоре посетители в центральном баре Giralda в Севилье, помимо того, что будут пить пиво, смогут увидеть следы арабского присутствия в Андалусии, которые были спрятаны более века назад.
«Раньше это был довольно известный бар, но теперь люди смогут зайти и выпить пива или бокал вина в баре, который также является хаммамом 12-го века», — сказал Кастро, один из владельцев бара. - «Хорошо, что архитектор в 1920-х годах сохранил хаммам в неизменном виде, другие могли бы всё разрушить, и поэтому мы ему благодарны».
Владельцы бара считают, что в связи с тем, что традиционный хаммам сохранен и отремонтирован, это принесет пабу еще большую известность.
Археологи убеждены, что этот хаммам не был общественным туалетом. Это был эксклюзивный хаммам. Возможно, халиф Абу Якуб зарезервировал использование этого пространства для небольшой части общества, о чём свидетельствует его близость к мечети и, нахождение примерно в 50 метрах от башни-минарета Эль-Гиральда, давшей название ресторану, а также композиционное и декоративное богатство из 89 люков пяти различных форм покрывающих потолки Гиральды, что намного больше, чем обычно располагалось в общественных туалетах.
В одном из залов, бывшем холодном помещении, находится 5 рядов световых люков, тогда, как обычно, их было всего три, а стены, полностью покрыты настенными росписями с геометрическими узорами и лакировкой красного цвета. Общественные туалеты того времени, не были украшены подобными картинами.
Горячая комната располагалась в зоне, которая сегодня является кухней, от нее осталась только часть арки входа. Как следует из названия, теплый воздух превращал это помещение в своего рода сауну с водяными батареями для охлаждения.
Умеренный зал, который сейчас является главным залом, где расположен бар, имел размеры около 50 квадратных метров и был основным помещением хаммама. В этой комнате было обнаружено до 52 световых люков, расположенных на четырёх пролетах меньших куполов, окружающих главный. Температура окружающей среды, присутствующая в этой комнате, является причиной ее названия. Восьмиугольный купол, венчающий главный зал, представляет собой реконструкцию XVII века, когда первоначальный купол был опущен, хотя внешний вид потолка был сохранён, как и в оригинале, поддерживаемый мраморными колоннами того времени, а световые люки закрыты.
Холодная комната, занимала еще 50 квадратных метра. Сейчас здесь находится нашей гостиной-столовой, интерьер, который посвящён фотоискусству. Здесь находится 32 световых люка 5 различных форм, расположенных в пять рядов и покрывающих всю сводчатую крышу. Эта холодная комната была первой, в которую попадал посетитель хаммама из входной двери, пройдя через вестибюль, который сейчас находится на улице Дон Ремондо в соседнем здании.
Но как же получилось так, что хамман был утерян?
Археологи утверждают, что возможно в 17 веке здание стало итальянским. Богатый торговец купил собственность и построил свой дом над баней. Оригинальные колонны, сделанные из римских колонн, были заменены другими, выполненными из генуэзского мрамора. Кроме того, все световые люки в здании, которое когда-то было хаммамом, в это время были закрыты ставнями, а восьмиугольный купол, венчающий главный зал, представляющий собой реконструкцию 16 века, был опущен.
Севильская баня: водный отдых в раю.
Сегодня в “теплой комнате” бани находится бар Cervecería Giralda, четыре величественные колонны поддерживают восьмигранный сводчатый потолок с пятью рядами световых люков. В прямоугольной боковой камере размером 13 на 42 фута (3,96 на 12,8 м), ранее известной как “холодная комната” бани, находится кухня бара.
Все хаммамы, обнаруженные в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, до сих пор украшены мозаикой, фонтанами и бассейнами, украшенными геометрическими и цветочными фигурами или каллиграфией. Археолог Хавьер Арройо сказал, что почти все подобные художественные изображения в исламском мире намекают на рай, но это изображение украшено зигзагообразной росписью, он описал как "вызывающую воспоминания о воде".
Владельцы обновлённого ресторана с нетерпением ждут новой главы в истории Гиральды. Владельцы ресторана планируют создать фотогалерею из старых фотографий помещений, входа и лестницы в перспективе.
Источник здесь и здесь. Видео севильской бани здесь.