Облучье (8.500 жителей) - второй и последний по населению город Еврейской автономной области после 70-тысячного Биробиджана. Как это часто бывает в регионах понаселённее, второй город области - во многом антипод её столице. Если Биробиджан спланирован регулярно и стоит на плоскости, то Облучье извивается между сопками, больше напоминая малые грузинские городки с многоэтажками в центре и вдоль железнодорожной колеи и пятнами частного сектора по краям. Если Биробиджан запомнился нам довольно ушатанным, то Облучье на контрасте показалось относительно ухоженным. В целом, забегая вперёд, могу сказать, что сама природа создала здесь, в предгорьях Хингана, идеальный демонстрационный стенд для небольшого и относительно уютного городка железнодорожников.
Облучье лежит в долине между двумя сопками, постепенно "карабкаясь" на них предместьями. Само название города, присвоенное тогда ещё железнодорожному посёлку Сололи в 1911-м году, происходит либо от всем известного слова "облучок", что отсылает к транзитному характеру местности, либо от однокоренного глагола "облучать", мол, дорога здесь "облучает" сложный горный рельеф, а само поселение повторяет её форму. Менее романтичной представляется формулировка из статьи об Облучье на сайте госархива ЕАО, где долина, в которой расположился город, названа "корытообразной".
На фоне всего вышесказанного неудивительно, что в Облучье наша команда добиралась поездом. Что характерно, в качестве пригородного поезда на маршруте Биробиджан-Облучье выступала состоящая из пары вагонов "кукушка", причём не сидячая, как уже виденные мною неоднократно в той же Тверской области пригородные дизель-поезда, а плацкартная! Покупаешь билет на пригород, заходишь в вагон и ложишься себе на полочку!
По мере отдаления от Биробиджана окружающая местность становилась всё более и более рельефной. Уже перед самим Облучьем поезд "вскарабкивается" на горный отрог и по левую руку (в сторону Москвы) разверзается то самое "облученское корыто". Облучье стоит на самом краю ЕАО, и буквально за горой на кадре ниже начинается уже другой субъект федерации - Амурская область, или, как её называют в ЕАО все без исключения - "Амурка". Что характерно, между городом и "Амуркой" "втиснут" ни много ни мало единственный в ЕАО горнолыжный курорт, не видный, впрочем, со стороны железнодорожных путей.
Облучье поначалу предстаёт перед путешественником "сеточкой" частного сектора разных эпох...
Посреди которого виднеется яркая массивная новостройка - суперсовременная районная больница (2015). С ней связан, пожалуй, самый громкий инфоповод, который Облучье давеча порождало - в октябре 2021-го весь коллектив местной скорой помощи (до 26-ти человек) написал заявления на увольнение по собственному желанию, чтобы не прививаться принудительно от COVID-19, при этом большинство сотрудников переболело на тот момент относительно недавно и откровенно опасалось за своё здоровье. В общем, история про нередкое сочетание формализма с вредительством.
Как и в Биробиджане, одна из главных местных достопримечательностей - это здание вокзала (1936), оно же - красивейшее и одно из старейших зданий города. Архитектурно оно перекликается с вокзалом Биробиджана и смахивает на его несколько уменьшенную и деконструированную версию (в отличие от "старшего брата" вокзал Облучья в плане не симметричен). Однако, если в Биробиджане межвоенный постконструктивизм разбавлен баухаусом, то здесь постконструктивизм более привычный, с вкраплениями классицизма.
Внутри - свежий ремонт, репродукции знаменитых картин на потолке. Пустовато, светло и относительно уютно.
Здесь же, у вокзала, памятник В.И. Ленину (1970)...
И простенький, но проникновенный, как и большинство воинских мемориалов в "Еврейке", памятник героям Второй Мировой с барельефами моряка, пехотинца и лётчика (1970).
Само здание вокзала находится на существенном возвышении относительно железнодорожных платформ, фактически принадлежа к меньшей части города, которую мы в данном контексте очень условно назовём "Верхней", или "правобережной" - железная дорога фактически выполняет в Облучье роль реки. Пока перейдём в "Нижнюю" часть города.
Облученское "Левобережье"
По левую руку от Транссиба (в сторону Москвы) лежит большая часть Облучья. Попасть туда можно по надземному переходу, с которого открывается вид на центральные кварталы города. Сопки, гаражи, пестрые панельки - стереотипный дальневосточный вид.
У выхода в город - печального вида заколоченный вагончик-кафе...
Слева, вдоль самого железнодорожного полотна, тянется квартал из нескольких поздних сталинок (1957-59), явно построенных под нужды железнодорожников. За неимением альтернатив, спешу предположить, что это - первое капитальное многоэтажное жильё в городе.
Спустившись ещё на один пролёт, попадаем на пересечение улицы Денисова и Пролетарской. Неожиданным образом в 8,5-тысячном городке обнаруживается пешеходная улица (не заставляйте меня называть её "Арбатом")!
Да, длиной всего в квартал, но довольно живая, с магазинчиками и парой кафешек. Даже уличные музыканты на месте.
Местами интересны архитектурные детали, например, вот эта старая решёточка советского универмага на первом этаже пятиэтажки (1968?):
Пешеходный участок Пролетарской улицы упирается в новенький сквер... Ну, конечно же, железнодорожников (2018).
Вообще в Облучье ни на секунду не забудешь, где ты находишься - архитектурные детали, топонимика, да и транспорт на улицах напоминают о том, что, по разным оценкам до 3/4 работающего населения Облучья занято на железной дороге. Отсюда, в частности, вахтовки (суровые вахтовые автобусы на базе КАМАЗов, которые пройдут к любому нефтяному месторождению и к любому участку трубы) в характерной корпоративной расцветке, пару расз встреченные нами в городе.
И тут - внезапно - коровы! В самом центре города! Ощущение нахождения в Грузии умножается на бесконечность.
Буквально через квартал на юг от Пролетарской панельки 1960-х - 90-х годов сменяются полубараками времён присвоения городского статуса. Несмотря на взрывной рост в 1920-е - 30-е довоенное Облучье преимущественно оставалось деревянным, и вот эти бараки (1937-38) - то, что осталось от старого города советских времён.
Дома эти находятся в менее плачевном состоянии, чем в условном Смидовиче, однако комфортными в нынешнем виде их не назвать. Неудивительно, что к тому, что осталось от старого деревянного посёлка, примыкает кирпичная новостройка, явно построенная в последние годы под расселяемые из бараков семьи.
Частный сектор в Облучье велик и не сказать, чтобы очень интересен. Всю поездку я выискивал во всех медвежьих углах "Еврейки" дореволюционные казачьи дома, но в итоге смирился с тем, что советские четырехстенные домишки (в Центральной России могущие сойти за дачки) и срубы на две семьи со ставнями на окнах - верх историчности по эту сторону железной дороги. Такое здесь есть...
Здесь же запрятана городская церквушка - храм Спаса Преображения (2014), как и поселковые храмы ЕАО, не блещущий архитектурными излишествами. Синагоги в Облучье обнаружено не было, как и мечети.
Зато - внезапно - остатки разъездного цирка на льду (!!!).
Шатёр смотрит входом на ещё один суперсовременный объект - открытый буквально в прошлом, 2021-м году, физкультурно-оздоровительный комплекс "Дальневосточник", построенный, что характерно, на деньги ГазПрома. Ведь через ЕАО проходит ветка "Силы Сибири", а компания, его обслуживающая - крупный местный инвестор и работодатель.
Выруливаем обратно, в многоэтажный условный центр. Ещё один интересный домик неопределенного периода с подновленными наличниками...
Панельное Облучье, в целом, выглядит довольно обычно. Пятиэтажные дома сведены в квадратные кварталы. Дворовая среда подзаброшена, но, опять же, тут существенно чище, чем в Биробиджане. Многоэтажный центр отделён от частного сектора, подобно крепости, натуральным рвом:
Что характерно, часть местных многоэтажек по инерции продолжала строиться до конца 1990-х, то есть даже в период, когда город стремительно терял население - с 1979-го по 2022-й депопуляция с 13.500 до 8.500 душ.
Прогулявшись среди панелек, мы снова вышли на Пролетарскую, где, перекусив недешёвыми местными хот-догами, отправились на север города, в сторону железнодорожного депо. Здесь обнаружилась спортивная школа, видимо, конца 50-х. Кстати, в Облучье, как и во всей остальной ЕАО, много визуальной, идеологически заряженной агитации. Безоценочно, просто наблюдение.
Плакат напротив:
Здесь же, уже на ведомственной территории РЖД, прямо напротив дома отдыха локомотивных бригад, деревянная часовня Спиридона Тримифунтского (2013).
Оглядываемся назад, на панельную перспективу облученского Левобережья...
И переходим в "правобережную" часть города по пешеходному мосту.
Облученское "Правобережье"
С пешеходного мостика открывается вид на Транссиб и внушительное железнодорожное депо, обслуживающее не много не мало 700 километров Транссибирской магистрали, на полигоне от Хабаровска-второго до Белогорска в Амурской области. Выглядит, возможно, не так внушительно, как сортировочная станция Хабаровск-2, но масштаб самого депо вполне сопоставим с условной столичной "Перервой".
Среди параллельных путей, на небольшом островке, виден паровоз-памятник ЕМ-3935. Экзотичен он тем, что был построен в США и в 1945-м году был передан в СССР по ленд-лизу. На полигоне Облученского депо эта машина работала до 1965-го года, и лишь в 2014-м году стараниями местных умельцев один из двух уцелевших американских "ЕМов" на Дальнем востоке поставили здесь на пьедестал.
За путепроводом - монумент дружбы России и Китая (2002), в ЕАО почти столь же привычный, как в Центральной России - памятник любому из поэтов-классиков.
А в прилегающей к железнодорожному полотну низине - руины неизвестного предприятия...
И явно не первый месяц стоящий без колёс "КАМАЗ".
На контрасте с "левобережной" частью города "правобережье" довольно тихое и имеет более поселковый вид. Главной осью здесь выступает улица 30 лет Победы, причудливо изгибающаяся между сопок и на севере города переходящая в шоссе на посёлок Хинганск, а доминанта здесь нерукотворная - 400-метровая Сопка любви, один из символов Облучья и второе по важности место притяжения горожан помимо Пролетарской улицы. Жаль, мы не успевали на неё взобраться, судя по чужим фотографиям, вид с неё на город действительно хорош.
У подножья сопки - небольшой административный квартал с невзрачным зданием районной администрации.
Здесь же - несколько утопающих в зелени послевоенных сталинок, местами - не совсем типовых...
...с вкраплениями довоенки...
...и смачными, столь обожаемыми мною деталями, вроде антикварного обшарпанного почтового ящика. Выложить на Pinterest, что ли...
А, да, столь же антикварный забор чуть не забыл.
Здесь же - старый послевоенный почтамт с обшарпанной оградой и старыми вазонами у входа.
И здесь, конечно, мы с коллегами оплошали, не свернув с главной улицы налево и не поднявшись в казавшиеся на карте безынтересными кварталы, к улицам Верхняя (да ладно?) и Железнодорожная (да ну?) . Ведь именно эти, верхние деревянные кварталы и хранят в себе остатки исторического Облучья. Я подснял их только снизу, с 30 лет Победы, однако даже отсюда были видны характерные для деревянного модерна деревянные перекладинки.
В иных домах даже уцелели деревянные рамы в окнах. Многие, как дом на кадре выше, обросли пристройками, а вот дом на кадре ниже (1913) сохранился в почти первозданном виде. Учитывая дату постройки, с высокой долей вероятности это - старейший из уцелевших домов Облучья. Жаль, что я узнал об этом только на этапе подготовки этого материала, почти полгода спустя...
Посёлок при станции хотя и строился из типовых домиков, но различных проектов я насчитал как минимум три. Вот ещё один деревянный дом с кирпичной трубой (1916) "над" улицей 30-ти лет Победы. Ровно такие же казармы я двумя днями ранее видел в Смидовиче-Ине.
Кстати, обратите внимание на декор домиков. Что тут именно подразумевается - для нас всех осталось вопросом. Есть ощущение, что это - либо раннесоветская наивистская вариация на тему серпа и молота (т.е. "молот и лезвие", "молот и циркуль" и т.д.), либо вообще менора (еврейский традиционный подсвечник). Учитывая, в каком регионе мы находится и как мало в архитектуре ЕАО специфичных элементов, очень хочется верить во второе. Пишите ваши версии в комментах.
За более старыми домами "прячутся" более новые, уже 1930-х годов, похожие на те, что мы уже видели в "левобережной" части Облучья. Вообще, конечно, весь этот железнодорожный посёлок выглядел со стороны очень колоритно и я до сих пор порицаю себя за то, что не успевал тогда углубиться в него хотя бы на квартал.
Была в этом железнодорожном квартале когда-то и своя церквушка - также деревянная и едва ли сильно выделявшаяся архитектурно. Её фотографий до нашего времени не дошло, а на её месте сейчас находится скромное постконструктивистское здание, построенное одновременно с вокзалом.
А справа, тем временем, за новеньким сквериком открывается всё тот же вид, что и в начале нашего маршрута - сопки, железная дорога, гаражи, панельки...
Заскочив на вокзал и закольцевав маршрут, мы спустились по всё тому же железнодорожному мосту обратно в "левобережную" часть города, где, дособрав оставшуюся норму соцопросов, погрузились в две машины местного такси и отправились в район, в курортный посёлок Кульдур, затерянный в горных долинах покруче самого Облучья. Ему будет посвящён один из следующих материалов.
В сухом остатке
Несмотря на свой размер, Облучье - вполне полноценный "второй город" своего региона по всем законам жанра. Несмотря на на первый взгляд схожий архитектурный облик - панельки они и в Танзании панельки - Облучье не похоже на Биробиджан почти ничем. Вместо относительной диверсификации - тотальная замкнутость города на железную дорогу, вместо пусть и бедненького, но постмодерна - суровый индустриальный модерн. Вместо логичного, регулярного плана - причудливые изгибы улиц в горной долине. Вместо напускных попыток держать подобие "еврейского колорита" - честный космополитичный образ города пролетариев, где классовая составляющая давно оттеснила национальную, что бы не писали на развешенных по городу плакатах.
Облучье - один из тех городов, что хороши своим застреванием во времени. Несмотря на относительную архитектурную скудность, город действительно по-своему красив в своей "слоёности" - здесь многоэтажки, здесь - домики со ставнями, а вот тут - старый станционный посёлок, возможно, ещё помнящий станцию Сололи. И дальним планом, точно "зелёным экраном" на фоне съёмок фильма, город обступает горный рельеф, пусть и не грузинских масштабов, но всё равно вшунительный и живописный. И ко всей это вневременной идиллии действительно хочется вернуться. Так что Облучье - один из немногих населённых пунктов ЕАО, которые я действительно могу порекомендовать и массовому туристу в том числе просто в силу самобытности этих мест и их притягательной железнодорожно-пролетарской эстетики, которую сложно встретить в настолько чистом виде в той же Центральной России.