"Огромное небо" (музыка — Оскар Фельцман, слова - Роберт Рождественский). Песня основана на реальных событиях.
6 апреля 1966 года капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии, получили приказ перегнать бомбардировщик Як-28 на другой аэродром. Но в небе над Берлином у самолёта отказали сразу оба двигателя, и машина начала падать на жилые кварталы Берлина. Лётчикам, безуспешно пытавшимся запустить двигатели, удалось отвести самолёт от густонаселённых кварталов за черту города. Они приняли решение посадить самолёт в видневшемся неподалёку леске, но он оказался кладбищем, на котором к тому же в тот день было много людей. Экипажу поступила команда катапультироваться, но Капустин и Янов решили не покидать падающую машину, а попытаться посадить её. Показавшееся вдали озеро Штёссензее вполне могло подойти для посадки самолёта на воду, но преграждавшая путь к нему дамба с шоссе, на котором было много автомобилей, заставила командира экипажа Капустина приподнять самолёт, чтобы преодолеть её. После этого потерявший управление самолёт упал и с большим наклоном ушёл в толстый слой ила на дне озера. Пилоты погибли.
О подвиге лётчиков сообщила советская пресса. После этого молодой поэт Роберт Рождественский в 1967 году написал о нём своё стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману с предложением положить его на музыку. В песне не упоминается Берлин, и говорится, что самолёт упал в лес (а не в озеро).
Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя -
В одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо, огромное небо - одно на двоих...
Летали, дружили в небесной дали,
Рукою до звезд дотянуться могли.
Беда подступила как слезы к глазам -
Однажды в полете, однажды в полете, однажды в полете мотор отказал...
И надо бы прыгать - не вышел полет,
Но рухнет на город пустой самолет.
Пройдет, не оставив живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней, и тысячи жизней прервутся тогда...
Мелькают кварталы - и прыгать нельзя.
Дотянем до леса! - решили друзья.
Подальше от города смерть унесем -
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем, пускай мы погибнем - но город спасем...
Стрела самолета рванулась с небес
И вздрогнул от взрыва березовый лес.
Нескоро поляны травой зарастут...
А город подумал, а город подумал, а город подумал - учения идут...
В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо, огромное небо - одно на двоих.
Первой песню исполнила Эдита Пьеха с Ансамблем «Дружба» в аранжировке своего мужа, руководителя ансамбля Александра Броневицкого. В 1968 году, в рамках IX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Софии, песня получила несколько наград: золотую медаль и первое место на конкурсе политической песни, золотую медаль за исполнение и стихи, а также серебряную медаль за музыку.
Также песню исполняли Марк Бернес, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Лиляна Петрович, Хели Ляэтс.
Аналогичные случаи.
- 31 января 1961 года при подлёте к посёлку Полигон Николаевской области произошло возгорание на борту вылетевшего с авиаремонтного завода в Кульбакино бомбардировщика. Экипажу удалось отвести горящий самолёт от посёлка. Пятеро лётчиков погибло при падении самолёта.
- 17 декабря 1968 года аналогичный подвиг совершили лётчики Липецкого авиацентра Л. А. Кривенков и С. М. Шерстобитов, спасая Липецк от падения Як-28 с полным грузом топлива и бомб.
- 4 июня 1969 года у посёлка Махнёво в Свердловской области майор Юрий Левшин и лейтенант Николай Илюшкин, взлетевшие на МиГ-15УТИ с аэродрома Салка под Нижним Тагилом увели свой падающий самолёт от посёлка[9].
- 9 сентября 1981 года майор Анашкин и капитан Волков ценой жизней отвели свой падающий Як-28 от населённого пункта.[источник не указан 156 дней] Памятник установлен в городе Арсеньев.
- 19 мая 2021 года в белорусском городе Барановичи потерпел крушение учебно-боевой самолёт Як-130. Во время тренировочного полёта произошла техническая неисправность, экипаж в составе инструктора майора Андрея Владимировича Ничипорчика и лейтенанта Никиты Борисовича Куконенко оставался в машине и сумел направить падающий самолёт на пустырь между жилыми домами, которые получили лишь незначительные повреждения от осколков.