Итак, почему обучение малышей финансовой грамотности не принесет им большой пользы? Считается, что до определенного возраста у детей не сформировано понимание так называемой отложенной награды или отложенного удовольствия. Это понятие активно изучалось в так называемых "зефирных экспериментах" 1970-х годов, проводимых американским психологом Уолтером Мишелем. В исследованиях детям предлагали либо маленькую награду сейчас (обычно использовали кусочек зефира, в связи с чем эксперименты и получили свое название), либо большую награду, но потом, - минут через 15-20.
В этом и подобных экспериментах было установлено, что дети в возрасте до 5 лет с большим трудом сопротивляются искушению съесть лакомство прямо сейчас. Малыши предпочитают лучше съесть одну реальную конфетку, чем ждать "ирреальных" наград в будущем. Собственно, понятие отложенной награды тесно связано как раз с представлением о будущем; до определенного момента оно очень расплывчато.
Просить малышей (в среднем лет до 5-6) откладывать карманные деньги "на будущее" и накопить их побольше не очень рационально. Скорее всего, финансы будут потрачены, как только ребенок увидит в магазине хоть что-то достойное внимания. А вот ближе к школьному возрасту начинает формироваться представление о накоплении, бережливости и более выгодных тратах в будущем.
"Зефирные тесты" показали и еще кое-что интересное. С их проведения прошло много лет, и сегодня есть возможность отследить судьбы участников эксперимента. Шестилетние дети, показавшие наилучшую способность самоконтроля в ожидании отложенной награды (они не хватали кусочек лакомства как только взрослый экспериментатор выходил, а терпеливо ждали большего угощения) оказались более успешными в жизни, в среднем получили более высокое образование и добились более высокой заработной платы.