В советское время считалось, что заработать честно миллионы невозможно. Подпольными миллионерами, как Корейко, считались обычно спекулянты, фарцовщики, теневики, валютчики, одним словом, барыги. Тем не менее, в Советском Союзе были вполне легальные миллионеры.
О первом таком богаче стало известно в перестройку: некий предприниматель Артём Тарасов заплатил налог триста тысяч рублей с дохода в три миллиона рублей. О нём тут же раструблили все СМИ, общество заволновалось: откуда такие деньжища? Прокуратура провела проверку и выяснилось, что всё было легально, человек занимается бизнесом.
Но и до этой истории было известно, правда, не афишировалось о миллионных заработках советских писателей. К ним можно отнести Михаила Шолохова – его многочисленные переиздания «Тихого Дона», как в стране, так и за рубежом, приносили ему баснословный доход в сотни тысяч. А если к этому добавить Нобелевскую премию… Впрочем, на личную жизнь Шолохова это влияло мало – сам он жил довольно скромно, а большую часть доходов тратил на благотворительность, как сказали бы сегодня. Например, только на строительство школ он перечислил 330 тысяч рублей.
Писатель Эдуард Успенский тоже неплохо монетизировал своих героев – Чебурашку и дядю Фёдора, правда, до миллиона ему, как пишут, не хватило чуть-чуть. Ещё одним миллионером был Константин Симонов, его произведения очень ценила власть, и переиздания его сочинений приносили ему значительные доходы.
Не бедным был и автор советского гимна Сергей Михалков. По закону об авторском праве, ему могли отчислять ежедневно несколько сотен рублей за исполнение гимна, но поэт предпочел отказаться от этого, да и к чему они ему были, если он и так зарабатывал несколько десятков тысяч, занимая несколько постов в разных организациях, а его детские стихи приносили ему регулярный доход.
В конце семидесятых на заседании правления союза писателей СССР один из выступающих обратился с предложением урезать гонорары авторам песен. Дескать, зарабатывают они сумасшедшие деньги. Сергей Михалков, бывший в то время начальником писателей, удивился: кто это может заработать больше его? На свой вопрос получил ответ: Леонид Дербенёв только за одну свою песню «Прощай, со всех вокзалов поезда» получил за год сто восемьдесят тысяч рублей. Дело в том, что в Советском Союзе, согласно закону об авторских правах, за каждое исполнение песни – по радио, на ТВ, в ресторане – авторам полагалось отчисление некоторой суммы. А учитывая популярность этой песни, несложно поверить, что она сделала поэта-песенника супербогатым. Такой же «прибыльной» для композитора Тухманова и поэта Тихонова оказалась песня «День Победы».
Не менее успешными были и певцы... К примеру, Юрий Антонов только официально имел ежемесячный доход в пятнадцать тысяч рублей, а один концерт приносил ему все пятьдесят. Правда, он, будучи автором своих песен, которые также звучали и по радио, и в ресторанах, ещё получал и авторские отчисления, что тоже приносило ему весомый доход.
После того, как он женился на гражданке Югославии, ему пришла в голову идея ввозить в СССР профессиональную аппаратуру, о которой советские музыканты могли только мечтать. Этот бизнес стал ещё одной статьей его доходов. Известный телеведущий Юрий Николаев рассказывал в одном из интервью, что дела у Антонова шли настолько отлично, что ему приходилось складывать деньги в мешки.
Известно также, что баснословные доходы получали и такие кумиры, как Людмила Зыкина, Муслим Магомаев и Владимир Высоцкий.
Настоящими миллионерами были и шахматисты Гарри Каспаров и Анатолий Карпов. Например, Каспаров признавался в одном из интервью, что ещё в советское время выплатил налоги с доходов больше миллиона.
В 1985-м году он сражался за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым. За свою победу он получил 662 тысячи долларов, а Карпову достался «утешительный приз» – 541 тысяча долларов. Причём, тот же Карпов не скрывает, что только один региональный турнир приносит ему сто тысяч долларов. А его коллекция марок оценивается в 13 миллионов тех долларов.