Что заставило учительницу водить трамваи? Почему это считается «женским» делом? Тяжело ли просыпаться, если первый маршрут отправляется раньше 5 часов утра? Станислава Новгородцева поговорила с водителем трамвая Натальей Малашенко и сняла фотоисторию о работе на маршруте.
Наталья Малашенко
Водитель трамвая регулярных городских пассажирских маршрутов Октябрьского трамвайного депо
Я родилась в городе Кургане. К сожалению, отец рано ушел из жизни, я была маленькой и его не помню. Мама меня растила одна. Она всю жизнь проработала на железной дороге. Жили мы в путейском городке, там давали квартиры железнодорожникам. Поезда постоянно были в моей жизни. Я с юности заглядывалась на трамвайщиц, думала: «Интересно так женщины работают». И просто подумать не могла, что я когда-то туда попаду.
В детстве я хотела быть учителем начальных классов, и моя мечта сбылась. Окончила педагогическое училище в Кургане, работала в школе по распределению. Меня направили в Троицкую начальную школу — это Челябинская область. Затем я вышла замуж, родила дочку. А потом наступили трудные 90-е, зарплату перестали платить, а ребенка надо было как-то поднимать. Мы с мужем уехали в Уфу. Я подала документы в учебно-курсовой комбинат, где обучают водителей трамваев.
Всё обучение занимает полгода. Выплачивают стипендию за этот период. Сначала идет теория, потом практика без пассажиров на учебном подвижном составе с инструктором. Потом уже, при удачной сдаче в ГИБДД экзамена, будущий водитель направляется на стажировку на пассажирском составе с водителем-инструктором.
↓ Другие материалы этой серии:
Может, «династия» железной дороги сработала: мне сразу понравилось. С тех пор уже 18 лет работаю на трамвае, из них последние восемь лет в Москве.
Профессия водителя трамвая сегодня востребована, много народу приходит учиться. В Москве учебно-курсовой комбинат от «Мосгортранса» находится в районе метро «Нагорная», там также обучают водителей электробусов и автобусов.
Мой рабочий день начинается обязательно с прихода в депо либо, если это вторая смена, на конечной станции. И первым делом мы проходим предрейсовый медицинский осмотр, на компьютере в присутствии доктора. Обязательно измерение давления и температуры и проверка на алкотесте. Затем, если у тебя всё в порядке, выдают путевой лист, инструменты для вагона, страховки, медицинские аптечки — всё, что необходимо и должно быть при работе на линии.
Самый первый трамвай в 4:17 утра уже выезжает из депо. Это моя первая смена. А самый поздний выезд в графике — примерно в 8:00. Специальный маршрут по утрам собирает людей и привозит их к определенному времени в депо. Вечером то же самое — такая же развозка доставляет сотрудников по домам.
Протяженность пути на всех маршрутах разная. Около часа обычно, есть рейс вообще по 17 минут — это 20-й маршрут, Курский вокзал. Самый короткий у нас.
Вечером ты, конечно же, обязан заехать в депо: либо поставить на отстой, либо загнать на ежедневный осмотр свой вагончик. Мы должны сдать всё, что принимали в начале смены: валидаторы для оплаты проезда, инструменты, которые мы утром получили, тоже собираем и сдаем в диспетчерскую. Затем проходим послерейсовый медицинский осмотр. И только после этого можно идти спокойно себе домой.
Работа водителем трамвая — для людей с крепким здоровьем. Чтобы к нам попасть, нужно пройти обязательную медкомиссию.
Хотите получать плату за свою работу каждый день, не дожидаясь аванса и получки? Смотрите все актуальные вакансии с ежедневными выплатами.
Смотреть вакансии
Еще водитель пассажирского транспорта должен быть эрудированным, уметь дать ответ на любой вопрос пассажира. Необходимо хорошо ориентироваться на местности: сегодня работаешь здесь, а завтра перевели на другой номер — надо знать маршруты всей Москвы.
Конечно же, водитель должен обладать отличной реакцией, потому что, сами понимаете, ситуации на дороге бывают разные.
А еще важно следить за своей внешностью, потому что ты находишься постоянно на виду: люди, которые к тебе садятся, первым делом смотрят — кто их повезет, как он выглядит. Некоторые подойдут, постучатся, кто-то поздоровается, в основном доброжелательные.
Есть постоянные пассажиры. Особенно когда утром выезжаешь из депо первыми рейсами — они уже стоят, тебя ждут. Это в основном одни и те же люди. Их запоминаешь в лицо, и они тебя уже знают. Конечно же, первым делом заходят и тебе улыбаются, говорят: «Здравствуйте, доброе утро». А то постучат: «Здравствуйте, я выхожу на такой-то остановке». Я уже ей кричу: «Да-да-да, я вас помню». И всё равно она каждый день заходит и говорит: «Я там-то выхожу».
Потерянные вещи мы сдаем в депо. Как началась осень, сменная обувь пошла — школьники часто забывают. Иногда серьезные вещи отставляют, дорогие телефоны. Такие вещи пытаешься как-то отдать сразу. Люди приходят забирать потерю с кучей слов благодарности. Один мужчина ко мне пришел с цветами: «Вы даже не представляете, вы мне жизнь спасли». Я не поняла, а он мне: «В этом телефоне — вся моя жизнь».
Обслуживание трамвая — это очень кропотливая работа: участвует много разных служб. Ночью трамвай заезжает на «канаву», там бригада уборщиц, они его моют и дезинфицируют после каждого рабочего дня. Это особенно важно в нынешней ситуации. Потом — куча слесарей. Каждый слесарь отвечает за свою работу. Кто-то по механике, кто-то по электрике, кто-то у нас работает только с ГЛОНАСС, кто-то конкретно с видеокамерами, кто-то по компьютерам мастер. Кроме самого трамвая, у нас еще существует служба контактной сети, потому что мы электротранспорт, работаем от электричества. Плюс мы же ездим не по асфальту, а по рельсам, за них отвечает служба путейцев: шлифуют, если где-то износ — меняют. Потом стрелочники у нас есть. За стрелками в местах расхождения путей нужно следить: регулярно чистить и смазывать, чтобы они четко, бесперебойно работали.
До недавнего времени считалось, что трамвай — это дело чисто женское. Всем кажется: «Ой, что там по рельсам ездить. Легко и просто. Сел, руля нет, всё хорошо и замечательно».
Как нам объясняли во время учебы, такой стереотип сложился в годы войны, когда большинство мужчин забрали на защиту нашей необъятной Родины. И трамваями пришлось управлять женщинам. На самом деле это работа физически непростая.
Во-первых, стрелки мы иногда вручную переводим: автомат имеет свойство ломаться. Да и вообще, техника есть техника, она не вечная, бывают поломки какие-то, приходится сцепки поднимать, буксировать один вагон, толкать другим трамваем. Сейчас попроще: техника обновляется, поломок меньше, а значит, и физической работы меньше, но иногда всё равно бывает.
Если раньше в основном приходили женщины, то теперь можно даже сказать, что мальчиков больше. Молодые люди осмелились прийти в трамвай.
В основном у нас работа, скажем так, умственная, требующая внимания. Расслабиться ни в коем случае нельзя. За тобой, за твоими плечами большая слишком ответственность: ты сотни людей везешь.
Все трамваи абсолютно разные, одинаковых нет. Я думаю, что это мнение всех водителей. У какого-то двери быстрее работают, у какого-то медленнее. У одного такой тормозной путь, у другого трамвая поинтереснее… Они как люди, совершенно разные. Даже когда с завода. Сейчас у нас весь подвижной состав абсолютно новый. Мы попробовали почти каждый трамвай нашего депо — у каждого свои особенности, свой характер.
У меня свой вагон — закрепленный трамвай. Естественно, когда я утром прихожу, просто не имею права с ним не поздороваться. Я первым делом говорю ему: «Привет», или: «Ну что? Как дела? Где ты пропадал неделю?» — если я его не видела, где-то он стоял на ремонте или другой водитель на нем работал. Понятно, что я с ним разговариваю. И думаю, что каждый нормальный водитель, который любит свою работу, приходит и именно так и делает.
Многие ласково называют новые трамваи Витя или Витёк. Потому что марка у них «Витязь». У нас две модельки разные: «Витязь-М» и «Витязь-Москва», красивые вагончики. Кто-то называет трамвай «мой конь железный». По-разному. Я называю его просто «зайка». Надо любить трамвай. Без любви нечего делать в нашей профессии.
Помню из детства — мультфильм. «Шел трамвай девятый номер...» Там трамвай, он такой веселый, глазастый, красненький. Этот мультфильм мне очень нравился. Еще запомнился эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя». Когда Высоцкий в трамвае карманника ловил: «Кофелек, кофелек...» Потом еще знаете какой фильм? «Брат-2». Там девушка, правда, не на пассажирском трамвае ездила — на грузовом, который рельсы перевозит, больше спецтехника.
Когда трамвай в фильме про Москву показывают, всегда смотришь: какой номер, чье депо? Если четверку показывают, думаешь: «Ага, это наше депо в кадре».
Наши трамваи часто попадают в кино. Потому что проезжаешь мимо Покровского монастыря, где Матронушка находится. И там очень часто снимают документальные фильмы.
В прошлом году меня пригласили поучаствовать в параде трамваев, там собраны все трамваи — от конки до самых современных. Это очень красивое зрелище. Такого количества людей я в жизни не видела: от метро «Октябрьская» до «Чистых прудов» люди стояли стеной на протяжении всего маршрута. Я тогда убедилась, насколько москвичи любят и ценят наш транспорт. Он исторический, единственное транспортное средство, сохраняющее свои традиции больше века; трамваи обновляются, но суть нашей работы остается неизменной.
Есть среди коллег очень близкие друзья, с которыми вместе выходные дни проводим. Увлечения у нас самые обычные, наверное. Летом мы ездим вместе на море отдыхать, осенью — обязательно в лес за грибами. Стараешься выбраться из Москвы куда-нибудь подальше, на свежий воздух, подышать лесом, подышать озером. Я люблю такое.
В силу моей бывшей профессии увлечений у меня достаточно много, потому что я училась на учителя начальных классов — у меня хобби разных было много. Я люблю и вязать, я люблю и шить, я люблю и готовить, я люблю рисовать — я люблю абсолютно всё, просто сейчас не хватает этого времени драгоценного.
Раньше я любила читать много, теперь меньше удается. Моя любимая книжка сейчас — это правила дорожного движения с вопросами, ответами, комментариями. Потому что мы часто сдаем экзамены по ПДД.
Я человек больше домашний. Очень люблю дачу, огород — это вообще моя слабость. У нас картошка выросла, помидоры мы домариновали, огурцы досолили. Бабушка, конечно, там в помощь. Бывает, еще на рыбалку попадаем. Но больше раков ловим. Это тоже хобби. Но это больше всё в отпуске получается.
Автор: Станислава Новгородцева
Редактор: Ирина Филатова
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова