Найти в Дзене

Человек из Подольска (2020)

Мне всегда нравились экранизации спектаклей. И потому, что театральная постановка, заслужившая экранизацию, обычно прошла уже обкатку годами постановок и шлак обычно до кино не доходит. Ну, и потому, что там все четко до последней реплики прописано изначально. Вот и получается в целом неплохо. «Человек из Подольска» — это помесь комедии абсурда и диалоговой драмы, в которой каждый обмен репликами играет отдельную роль. Кто-то говорит, что это кино о любви к Родине, кто-то – что о развенчании пустых метаний. Кто-то говорит, что это фильм об оценке самого себя, а кто-то даже усматривает в фильме произведение о полицейском насилии. В принципе, они все правы. История о молодом парне, который попадает в отдел полиции с вокзала, может развернуться как угодно – от чернушных ужасов в стиле девяностых до гэговой комедии. То, что такая завязка приведет в сюрреализм и абсурд, смешивающий все самое ядреное из мейнстримных интеллектуальных стилистик – тут вам и Оруэлл, и Кафка, и Кэрролл – смотритс

Мне всегда нравились экранизации спектаклей. И потому, что театральная постановка, заслужившая экранизацию, обычно прошла уже обкатку годами постановок и шлак обычно до кино не доходит. Ну, и потому, что там все четко до последней реплики прописано изначально. Вот и получается в целом неплохо.

«Человек из Подольска» — это помесь комедии абсурда и диалоговой драмы, в которой каждый обмен репликами играет отдельную роль. Кто-то говорит, что это кино о любви к Родине, кто-то – что о развенчании пустых метаний. Кто-то говорит, что это фильм об оценке самого себя, а кто-то даже усматривает в фильме произведение о полицейском насилии. В принципе, они все правы.

История о молодом парне, который попадает в отдел полиции с вокзала, может развернуться как угодно – от чернушных ужасов в стиле девяностых до гэговой комедии. То, что такая завязка приведет в сюрреализм и абсурд, смешивающий все самое ядреное из мейнстримных интеллектуальных стилистик – тут вам и Оруэлл, и Кафка, и Кэрролл – смотрится, мягко говоря, необычно. И чем дальше развивается, вернее, продолжается фильм, тем все меньше, как и положено в камерном фильме, зритель видит картинку и больше – людей. И, как и положено в хорошем кино, проецирует все это на себя.

Эстеты разберут этот фильм по косточкам, находя и отсылки, и реверансы, и заимствования. Мне же в данном случае больше по душе оценивать фильм в целом. Он очень сильно специфичен, но это его плюс. А что до того, что он странен, так приведу цитату, хотя обычно так не делаю.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА (в крайнем изумлении): Вы знаете Einstürzende Neubauten?!

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Знаем, знаем. Не пальцем деланы.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Потрясающе. Мы сидим в полиции и обсуждаем Einstürzende Neubauten.

ЖЕНЩИНА-ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Я на их концерте была, когда они в Москву приезжали.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Да? Вам нравится?

ЖЕНЩИНА-ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Николай, вы немного странный вопрос задаете. Это все равно, что спросить, нравится ли вам «Черный квадрат» Малевича. Или представьте себе человека, который говорит: «Знаете, мне так нравится 4’ 33” Кейджа, так приятно иногда послушать, под настроение». Эта музыка не предназначена для того, чтобы нравиться или не нравиться.

Так вот, «Человек из Подольска» это как раз тот случай, когда фильм не предназначен для того, чтобы нравится или не нравится. Он для того, чтобы его смотреть. И думать.