Найти в Дзене

Будущее - уже сегодня

Автор - Андрей Карагодин, к. и. н. (МГУ, Москва)

На фестивале «Зодчество» в Москве обсудили крымские мотивы русской архитектуры будущего

В Гостином дворе с 28 по 30 октября проходил юбилейный 30-й фестиваль Союза архитекторов России «Зодчество». Как и в прошлом году, на нем мощно прозвучала крымская тема.

Сразу возле входа в павильон гостей встречала коллективная инсталляция «Будущее уже сегодня», представленная куратором фестиваля, вице-президентом Союза московских архитекторов Алексеем Комовым. В многометровый структурный деревянный куб-экспозитор были помещены три изображения, смысл которых нам объяснил соавтор инсталляции – историк Андрей Карагодин.

Алексей Комов, куратор фестиваля «Зодчество» рассказывает об идее инсталляции «Будущее уже сегодня»
Алексей Комов, куратор фестиваля «Зодчество» рассказывает об идее инсталляции «Будущее уже сегодня»

По словам Карагодина, спецпроект посвящен происходящему сегодня прямо на наших глазах масштабному переустройству всего общественного уклада России,которое неминуемо повлечет за собой переосмысление роли России в мире и архитектора в обществе. Авторы инсталляции – кроме Карагодина с Комовым, ими сталихудожник Алексей Беляев-Гинтовт и фотограф Михаил Розанов – уверены: сегодня, как и в 1932 году, когда Союз архитекторов СССР был образован молодой страной, осуществлявшей масштабный модернизационный рывок с опорой на лучшие интеллектуальные и творческие силы, архитекторам надо по-новому осознать и сформулировать само существо своей деятельности.

Андрей Карагодин, Алексей Беляев-Гинтовт, директор парка «Зарядье» Иван Демидов и Алексей Комов
Андрей Карагодин, Алексей Беляев-Гинтовт, директор парка «Зарядье» Иван Демидов и Алексей Комов

Авторы спецпроекта предложили несколько тем, которые могут стать важными факторами такого переосмысления. Эти темы уже много лет определяют их собственное творчество.

Во-первых, участников инсталляции объединила приверженность идеалам советской архитектурной школы, давшей в XX веке три мощнейших творческих взрыва: архитектуру авангарда, неоклассики и модернизма. Их все вместе символизирует Красная звезда на золотом фоне, выполненная для инсталляции художником Алексеем Беляевым-Гинтовтом.

Во-вторых, очень важна тема крымской архитектурной и художественной доктрины. Крым, древняя Таврида мыслится авторами как место силы, напрямую, через Херсонес, минуя Запад, увязывающее Россию-Третий Рим с канонами античной архитектурной классики. Об этом любил рассуждать великий русский советский архитектор Иван Жолтовский, считавший Россию единственной̆ наследницей античной цивилизации, принявшей эстафету через Византию: величественный санаторий «Горный» близ Ялты в известном смысле воплощает эту мысль.

В инсталляции на «Зодчестве» за крымскую тему отвечал эскиз грандиозного футуристичного плана послевоенного восстановления Ялты, представленный в 1945 году выдающимся советским архитектором-дэнди Андреем Буровым и заново воплощенный на золотом холсте художником Алексеем Беляевым-Гинтовтом.

Алексей Беляев-Гинтовт. Ялта. Проект реконструкции центра. По эскизу А.К.Бурова, 1945 г. Холст, типографская краска, отпечаток ладони, 2021 г.
Алексей Беляев-Гинтовт. Ялта. Проект реконструкции центра. По эскизу А.К.Бурова, 1945 г. Холст, типографская краска, отпечаток ладони, 2021 г.

В прошлом году на фестивале «Зодчество» этот холст, вместе с также воссозданными Беляевым-Гинтовтом крымскими утопиями Карла-Фридриха Шинкеля и Анатолия Полянского, образовывал триптих, отсылающий зрителя к идее Новой Эллады – мечте просвещенных умов разных веков о райском саде Российской империи в полуденной Тавриде. Воплощению этой мечты в конкретных архитектурных проектах на разных этапах развития Южного берега Крыма посвящена книга Андрей Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на Южном берегу Крыма», которая выйдет в Москве в конце этого года.

Архитектор Андрей Буров
Архитектор Андрей Буров

Центральное место в нынешней инсталляции заняло изображение фасада Дома архитекторов СССР, спроектированного и реализованного в 1938 г. в Москве по мотивам ренессансной архитектуры тем же Андреем Буровым.

Алексей Партола, Михаил Розанов. Фасад Дома архитекторов СССР в Гранатном переулке (арх. А. К. Буров, 1938 г.) 2022 г.
Алексей Партола, Михаил Розанов. Фасад Дома архитекторов СССР в Гранатном переулке (арх. А. К. Буров, 1938 г.) 2022 г.

Архитектор Михаил Барщ так говорил про этот фасад: «Его великолепный фасад Дома архитектора - тонко нарисованная ренессансная декорация, взятая с удивительно красивой фрески Пьетро делла Франческа и удивительно вписавшаяся в узкий переулок Москвы. Фасад выглядит совершенно современным благодаря понятному значению конструктивных и декоративных элементов... Фасад Дома архитектора - остроумнейшая декорация, блестяще выполненная, за которой так и видишь самого Бурова с его иронической улыбкой». Снимок фасада выполнили специально для инсталляции с помощью квадрокоптера архитектурные фотографы Михаил Розанов и Алексей Партола.

Вместе три изображения дали зрителю почувствовать связь времен, увидеть отражения славного прошлого и спроецировать их на будущее русской архитектуры. В рамках фестиваля «Зодчество» прошел и круглый стол «Будущее уже сегодня», где звучали невероятно актуальные слова Бурова из его книги «Об архитектуре»: «Либо мы, архитекторы, встав на уровень современных знаний, создадим архитектуру и сделаем ее произведения человечными, всесторонне отвечающими материальным и духовным потребностям народа, либо мы окажемся за бортом, окончательно перестанем быть зодчими и сползем на место декораторов, оформителей... Нужно сделать наше искусство не изобразительным, а действенным, созидательным, изменяющим мир».