Канал "Мир Фэнтези" сегодня займется обзором типового средневекового замка и всех методов защиты, которые он предоставлял своим обитателям и гарнизону до появления тяжелых бомбард, способных обрушить крепостные стены. Речь пойдет о типичном замке XIII-XIV века. Также будут рассмотрены особенности замков с поправкой на фэнтези.
Что же мог противопоставить стандартный замок захватчикам?
Стены
Достаточно очевидное решение - какой же замок без стен? В фэнтези они вполне могут соперничать с эмпайр стейт билдинг по высоте, а по ширине также зависеть от фантазии автора. О том, как такое сооружение носит земля и как его поддерживали в надлежащем состоянии, всегда можно откреститься магией\мудростью атлантов\эльфов и прочих мудрецов.
В реальности замок стены мог иметь самые разные, но каноничным и частым решением были стены высотой до 12 метров и толщиной до 3 метров. Таких параметров хватало за глаза, чтобы отбиться от захватчиков.
Стены, вопреки стереотипам, не всегда были каменными - они могли быть деревянными, глинобитными и даже земляными.
На стенах размещались бойницы - узкие щели, сквозь которые велась стрельба по нападавшим. Бойницы нередко делали в несколько уровней, чтобы усилить огневую мощь.
Ров
Стандартный способ сильно замедлить врагов и держать их подальше от крепостных стен, обойдясь только подручными средствами - сделать ров.
Ров - это выкопанная траншея\канава, окружающая замок. Для преодоления рва часто использовались подъемные мосты.
Хотя выкопать ров трудоемко, это проще и требует только усилий местных жителей. Нередко действовало правило - чем выше крепостные стены, тем дальше был ров от самих стен, чтобы дать защитникам возможность осыпать нападающих стрелами. Иногда он был "сухим", то есть представлял собой узкую, но глубокую канаву (радушные хозяева считали хорошим тоном установить туда заостренные колья), а иногда он заполнялся водой (в фэнтези он может быть заполнен кислотой\лавой\костьми\водой, но непременно с какой-нибудь адской тварью, обитающем прямо там). Заполненный ров обладал очень интересным свойством, существенно повышающим обороноспособность замка - он здорово затруднял подкопы или делал их вовсе невозможными. В фэнтези подкопы не любят и предпочитают для пущей эпичности переть прямо в лоб. Нередко за рвом делали земляные насыпи с копьями, направленными прямо на ров, чтобы замедлить продвижение захватчиков.
Донжон
Центр замка и жилище феодала, в переводе с французского - "господствующая башня". По сути, центральная и самая высокая и укрепленная башня в замке, последний очаг обороны и по сути "замок в замке", поэтому его старались всегда сделать выше, чем крепостные стены, которые его окружали.
Внутри как правило жил феодал,поэтому донжон нередко оборудовали встроенным колодцем. На Руси аналогом были "Детинцы". В фэнтези донжоны плюют на возможности феодалов и поэтому также тянутся к небесам, хотя в реальности в донжоне было около 3-4 этажей.
Иногда представляли собой удручающее зрелище - не каждый феодал мог позволить себе замок и часто ограничивался только донжоном, поэтому средневековые донжоны иногда выглядят как бронированные домики в каком-нибудь современном снт, например, замок Вао в Эстонии.
Башни
Раз есть "господствующая башня", есть и другие башни. В зависимости от замка, в нем могло быть разное количество башен, которые часто размещались по бокам от ворот, чтобы вести обстрел нападавших (да и сами ворота нередко делались в "Надвратной башне" - баркабане).
Башни могли быть круглыми, квадратными, но всегда выполняли не только защитную, но и практичную цель - служили тюрьмой или складом. В средние века была традиция давать башням отдельные имена, идущая, видимо, от Византии.
Сеттинги фэнтези любят башни, особенно для защиты городов в составе городских стен. И надо сказать, что там они, на взгляд автора канала, более-менее адекватны.
Стрелки и пехота
Основа для защиты любого замка - гарнизон, который находился на вышеперечисленных укреплениях и вел обстрел противника через бойницы или зубцы башен.
Чтобы враг не расслаблялся, бойницы могли быть расположены прямо в донжоне, в башнях, в баркабане - например, чтобы обстреливать врагов, пытающихся выломать ворота, прямо находясь над их головами. Для этого могли быть бойницы в полу., чтобы расстреливать врага буквально в упор.
Горящие стрелы, вопреки стереотипам, использовались не всегда, а вот несколько тяжелых арбалетов, особенно в позднее Средневековье - за милую душу. Пока один стрелял, второй перезаряжал. Также гарнизон замка вступал в рукопашные схватки с противником, когда он уже прорвался.
В фэнтези используется активно.
Винтовые лестницы
Да, это тоже элемент обороны!
В реальности винтовые лестницы всегда старались делать закрученными таким образом, чтобы оружие противника все время натыкалось на каменный свод, а защитники наоборот, имели преимущество в и без того небольшом пространстве.
В фэнтези иногда упоминаются.
Смола и песок
Особо изобретательные хозяева крупных замков могли порадовать осаждающих раскаленным песком, смолой или кипятком, который лился на головы нападавших из специальных отверстий в полу или в башнях. Ввиду того, что это было накладно, сложно и требовало время, пока песок прокалится или закипит смола - использовалось редко.
В фэнтези используется не всегда, либо ввиду незнания авторами произведений, либо заменяется магией.
Машины
Камнеметные машины, онагры, баллисты и даже требюше во дворе замка, выполняющее меры "контрбатарейной борьбы" - наличествовало, но больше в крупных городах, чем в замках. В фэнтези тоже котируется, правда, там делают ставку на башенные баллисты и драконов.
В реальности машины использовались, но не так часто и не в таких количествах, как показывают в фэнтези, поскольку требовали недюжинных знаний по их устройству и работе.
В фэнтези же представлены всякими паровыми\эпичными гномьими машинами.
Есть множество других способов защиты замка, но здесь указаны самые основные и ходовые.
-----------------------------------------------------------------------------------
Минутка рекламы
--------------------------------------------------------------------------------
Некоторые замки порой таили множество загадок. Сможете ли вы решить их в этой настольной игре?