Осенью 1918 г Оппенгеймер вернулся в школу ,чтобы закончить 2-й класс из 4-х классов средней школы. Его обучение было построено так,что он переходит из одного класса а другой каждый февраль ,в начале 2-го семестра. В феврале 1919 г,он принял участие в школьном патриотическом празднике. Гвоздём программы была аллегорическая пьеса «Свет», повествующая р битве Грубой силы с союзными силами Мира ,Справедливости и Цивилизации, её кульминацией стало объединение наций в «истинное братство людей».
1919-1921 г,третий и выпускной классы средней школы ,были чрезвычайно важны для интеллектуального развития Оппенгеймера. В те годы в его душе «зародилась интеллектуальная страсть». В его случае страсть вызвала химия ,и вдохновил на это очень талантливый учитель по имени Август Клок. Он был чрезвычайно популярен ,ученики звали его Гас и с любовью вспоминали за шутки и заразительный энтузиазм по отношению к предмету.
Когда в 1948 г Клок давал интервью для биографического портрета Оппенгеймера в журнале Time ,то заметил : «Он был настолько гениален ,что ни один самый талантливый учитель не смог бы помешать ему получить образование».
Учебный план по естественным наукам в школе бал устроен так ,что в 3 классе преподавалась физика ,а в выпускном - химия. На уроках физики Оппенгеймер познакомился с атомной теорией ,что он описал журналисту как «очень волнующий опыт...прекрасные ,чудесные закономерности!».
Видя ,что сын так воодушевлён , Джулиус решил договориться с Клоком о специальном индивидуальном ускоренном курсе для Роберта летом 1920 г. Как вспоминал Оппенгеймер : Мы должно быть ,проводили вместе 5 дней в неделю; иногда мы ладе в качестве награды отправлялись на охоту за минералами. Он вспоминал об этом лете как о важном поворотном событии его жизни ,пробудившем в нём судьбоносную преданность науке.
На 16 день рождения Джулиус подарил Роберту 8-метровый шлюп. Оппенгеймер выбрал для лодки довольно остроумное название «Тримети». В честь химического соединения триметиламина ,бесцветной жидкости ,которая отвечает за характерный запах разлагающейся рыбы - это название говорит и о его любви к химии ,и намекает на одну из самых запоминающихся примет морского побережья : запах .
Пока Оппенгеймер не обзавёлся лодкой ,у него не были ни способностей ,ни желания заниматься какой-либо физической активностью. Оценки по физкультуре в школе были неизменно плохими ,он всячески избегал спорта и даже никогда не ходил по лестнице ,если мог подняться на лифте. Директор школы однажды написал его родителям ,умоляя из научить его попользоваться лестницей , поскольку,пока он настойчиво ждал лифт ,занятия задерживались.
Однако ,как только он обзавёлся парусной лодкой ,его захватил дух авантюризма до безрассудства. К удивлению и удачу Джулиуса и Эллы ,Оппенгеймер ходил под парусами в любую погоду. Несколько раз Джулиус приходилось спасать его ,выходя в залив на моторной лодке и буксируя домой. Однажды Роберта с младшим братом Фрэнком пришлось выручать катеру береговой охраны ,когда те сели на мель на илистом берегу. В другой раз ,пытаясь пришвартоваться,Роберт не рассчитал скорость ветра и врезался в причал с такой силой ,что сбил в воду маленькую девочку,которая пришла посмотреть.
В то время его лучшим другом был Фрэнсис Фергюссон. Он был его единственным другом в Школе этической культуры.
Дружба с ним ,конечно ,опровергала утверждение Оппегеймера ,что он не помнит имён своих одноклассников. С Фергюссоном он впервые встретился в 1920 г. Ближе к концу жизни он говорил : «Он и по сей день один из самых моих близких друзей,и наши пути часто пересекались». Вполне вероятно,что Оппенгеймер не видел в этом противоречия , поскольку не считал Фрэнсиса одним из них. В отличие от других одноклассников Фергюссон не был продуктом ни Школы этической культуры,ни той культурной среды ,из которой она возникла. Он учился в школе всего 1 год - выпускной. И был таким же чудаком , каким, очевидно,себя чувствовал Роберт.
Фергюссон был ,по сути ,полной противоположностью нью-йоркского еврея : он был неевреем с Юго-Запада,наследником первопроходцев с Дикого Запада ,воплощением концепции Теодора Рузвельта об истинных «англосаксонских» американцах. Семья Фрэнсиса жила в США уже несколько поколений ,и когда Оппегеймер познакомился с Фергюссоном ,это бала одна из самых известных и влиятельных семей в Нью-Мексико. Когда Фрэнсис в 1920 г поступил в школу ,его отец уже несколько лет как умер ,но его помнили ,особенно на Юго-Западе,как автора закона Фергюссона 1898 ,по которому 4000000 акров земли в Нью-Мексико было выделено для образовательных и других общественных целей. У семьи Фергюссона было то ,чего так жаждали Оппенгеймеры : они обладали литературной культурой ,тем «классом» ,который проистекает из принадлежности к американской культуре, интеллектуальной и политической элите.
Оппенгеймер и Фергюссон окончили Школу этической культуры в 1921 г ,Оппенгеймер - в феврале ,а Фрэнсис - в июне. Оба поступили в Гарвард и собирались начинать учёбу в октябре. Сразу после окончания школы Оппегеймер провел весну 1921 г ,работая над специальным научным проектом в школе с Августом Клоком. Затем он отправился на летние каникулы в Европу вместе с семьёй. Они поехали в Германию ,откуда Роберт в одиночку отправился на старые руины рудника близ города Иоихимсталь(ныне Яхимов). Это было идеальное место для коллекционирования минералов. Однако вернулся он с тяжёлым,почти смертельным , приступом дизентерии.
По настоянию родителей он отложил поступление в Гарвард на год и провёл осень и зиму 1921-1922 г дома , восстанавливаясь после болезни и страдая от колитов,которые преследовали его всю последующую жизнь. Эти месяцы ,проявили доселе скрытую неприятную сторону его характера ; он часто бывал не в духе и иногда закрывался в комнате ,не обращая внимания на мольбы родителей выйти и проявить благоразумие.
Весной 1922 г обеспокоенные родители разработали план как помочь ему пережить время реабилитации и занять его мысли с большой пользой. Они спросили у Смита ,не согласится-ли он пропустить семестр(за который Оппенгеймеры компенсируют ему школьное жалование),чтобы сопровождать их сына в поездке на Юго-Запад. Юго-Запад выбрали отчасти для того ,чтобы Роберт какое-то время провёл у Фергюссонов ,перед тем как к осени присоединиться к Френсису в Гарварде ,а отчасти потому ,что климат ,свежий воздух и живописная сельская местность была бы явно полезнее Нью-Йорка.
Школе идея отпустить Смита не понравилась,но вместо этого Смиту и Оппенгеймеру предложили отправиться на Юго-Запад во время летних каникул ,и это предложение Герберт Смит с радостью принял.
Эта поездка оказала серьёзное и продолжительное влияние на жизнь Роберта. Позже он любил повторять ,что у него 2 любви : физика и пустыня Нью-Мексико. И главная из них - Нью-Мексико.
Продолжение следует....