Модернизированный вертолёт Ка-32 совершил первый полёт с новыми российскими двигателями. В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех систем, устойчивость и высокая управляемость летательного аппарата. За знаковым событием российского вертолётостроения наблюдал Павел Проломов. Для модернизированного вертолёта Ка-32А11BC с российскими турбовальными двигателями это первый полёт по кругу. Новые сердца летательного аппарата повышают устойчивость и безопасность управления при сильном боковом ветре. Это позволит расширить географию использования Ка-32 при тушении лесных пожаров и проведении аварийно-спасательных операций. Полёт этой винтокрылой машины продлился 37 минут. Лётчик-испытатель Александр Павленко сразу после посадки вертолёта высказался максимально коротко и понятно. На земле экипаж встречала целая группа поддержки, которая незамедлительно ринулась поздравлять испытателей с успешным полётом. Александр Павленко, лётчик-испытатель холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “Машина показала себя хорошо. У нас все системы работают штатно, нормально, ожидаемо. Это начало большого пути”. Денис Острецов, штурман-испытатель холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “Здесь у нас двигатели новые, поэтому особое внимание уделяем работе двигателей, давлению, температуре, всё как обычно”. Отечественные двигатели ВК-2500 одновременно решили и вопрос импортозамещения зарубежной продукции, которая поставлялась сюда раньше. Азат Ибрагимов, заместитель управляющего директора - технический директор КумАПП холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “Основными преимущественными характеристиками новых двигателей является полностью автоматическая система управления работы силовой установки, двигатели позволяют машине реализовывать свои самые лучшие характеристики, увеличилась приёмистость, увеличилась топливная экономичность машины”. Многоцелевой модернизированный Ка-32 - первый в мире вертолёт, способный тушить пожары при отрицательных температурах. Его и других собратьев линейки «Камова» собирают в небольшом городе на юге Башкирии. Процесс производства, мягко говоря, длительный. От 12 месяцев. Начинается всё с малого, с отлива деталей. Радик Халиков, плавильщик металлов и сплавов холдинга КумАПП холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “Металлы заплавляем до 1630 градусов и заливаем в керамическую оболочку. Дальше получим отливки, в дальнейшем отливки обрезаются от кустов, слесарная обработка. Дальше уже по техническому процессу магнитно-порошковый контроль, либо рентген-контроль”. Вот, например, опорная деталь-кронштейн, которая получается после заливки металла в форму. “Это стальное литьё, которое в последующем идёт на механическую обработку. Подошва, отверстие и так далее”. На точных станках участка обрабатывающих центров специалисты доводят деталь до ума. Здесь и занимаются механической обработкой. Руслан Алибаев, начальник участка обрабатывающих центров КумАПП холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “Фрезеруем, точим. Изготавливаем очень много позиций, которые применяются для дальнейшей сборки. На некоторых деталях обработка происходит дольше, на некоторых меньше, зависит от марки материала и от самой конфигурации детали”. От частного – к общему. В этом цехе отдельные элементы будущего фюзеляжа вертолёта собирают в единое целое. Тут и формируется облик будущей винтокрылой машины. Комплектовщик летательных аппаратов Ахтям Зиганшин уже и не сосчитает, сколько вертолётов он собрал за почти 50 лет на этом месте работы. Уходить на пенсию не собирается, говорит, без завода уже не сможет. Ахтям Зиганшин, комплектовщик летательных аппаратов КумАПП холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “Что делаешь, что видишь, что произвёл своими руками, то видно и интересно. Вот куча деталей и с него выходит летательный аппарат”. От цеха, где кругом одни мужчины переходим туда, где их не встретить. Здесь тонкие женские руки занимаются ювелирной работой – сборкой проводки вертолёта. Люзия Бушина, монтажник электрооборудования летательных аппаратов КумАПП холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “- Насколько это кропотливый процесс, насколько сложно этим заниматься? - Мы привыкли, несложно уже. Давно работаем”. Подъемную силу для полёта невозможно создать без несущего винта и лопастей, у которых тоже хватает своих тонкостей при производстве. Владислав Соколов, сборщик изделий из стеклопластиков и органического стекла КумАПП холдинга “Вертолёты России” госкорпорации “Ростех”: “Сейчас паяется нагреватель. Из нагревателя у нас собирается нагревательный элемент. Нагревательный элемент у нас устанавливается на лонжерон, а тот – на лопасть. Нагревательный элемент служит для противооблединительной системы”. В производстве есть детали, которые могут удивить человека, незнакомого с вертолётостроением. Павел Проломов, корреспондент: “Сотовый заполнитель у меня в руках служит для создания жёсткости хвостовой части лопасти вертолёта. Он помещается между этими двумя пластинами. На вид бумажные соты легко помять, но не тут то было. Такие выдерживают даже вес человека. Смотрите, даже не помялись”. Кумертауское авиационное производственное предприятие выпускает несколько версий многоцелевых вертолётов, а также же летательных аппаратов специального назначения. Их продукция имеет большой спрос далеко за пределами России. “Наши вертолёты эксплуатируются на всех 6 континентах. Например, данный вертолёт поставлялся в Китай, а этот поставлялся в республику Корея”. Авиастроительное предприятие в Кумертау существует чуть ли не с момента основания города. Завод переживал взлёты и падения, западные санкции и даже предбанктротное состояние. Но в конечном итоге, каждый раз выходил из сложных ситуаций ростом производства или выпуском новых вертолётов, которые не делает никто в мире. В марте этого года заводу исполнилось 60 лет. И всё это время большой коллектив предприятия стремится только ввысь и продолжает воплощать мечты о покорении неба.
В Башкирии модернизированный вертолет Ка-32 совершил первый полет с новыми российскими двигателями: сюжет "Вестей"
17 октября 202217 окт 2022
1
4 мин