Дорогие читатели!
Долго не писал, потому что был занят сборкой Машины времени. К сожалению, в свободную продажу эти хитроумные устройства пока не поступили и даже самые крупные турфирмы в нашем городе ими не располагают. А ведь хочется-то попутешествовать не только по пространству, но и по времени, посетить прошлое, да и в будущее заглянуть не помешало бы. Ну да ничего, пусть в сарае, пусть прямо на коленке, пусть из самого что ни на есть подручного материала, самым кустарным способом собрал я эту хрономашину и предлагаю вам, не выходя из дома и не рискуя ни жизнью, ни здоровьем, ни кошельком составить мне компанию в путешествии по всем четырем измерениям.
Итак, начинаем.
Широкая полоса шоссейной дороги сворачивает направо и ныряет в неглубокое, но живописное ущелье реки Подкумок. Двигающаяся сзади нас вереница автомобилей, освещённая лучами утреннего солнца напоминает караван верболюдов. Сходство усиливают желтоватые безлесные пологие склоны, поросшие низкорослой редкой травой, напоминавшие песчаные барханы.
Нет, приглядитесь, и вправду это верблюды! И они неспешно бредут по караванного тропе, которая все выше и выше поднимается в неведомые горы...
Да, друзья, открою вам одну тайну. Дорога в Кисловодск проложена по трассе древнего караванного пути!
Ничего в этом мире не происходит случайно и не возникает на пустом месте. И дороги, которыми мы сейчас пользуемся тоже не возникли внезапно. Меняются технологии, меняются материалы и способы получения энергии, но не меняются люди. Как сейчас, так и тысячи лет назад людям нужна была питьевая вода, нужна была пища, которую можно было получить с полей и пастбищ, нужно было отапливать жлища. А ещё люди воевали друг с другом и обменивались товарами.
И так же как и сейчас люди ходили по земле. Сейчас мы, конечно же, летаем по поздуху, но отнюдь не так, как птицы - легко и непринужденно. Самолеты крыльями не машут, поэтому воздушный транспорт самый дорогой и большинство товаров по-прежнему перемещается по земле и воде.
Даже самые настоящие индейцы не продираются напрямик, по зарослям, а пользуются протоптанными звериными и охотничьими тропами. А более продвинутые племена, уже освоившие скотоводство, перемещаются широкими скотопрогонными дорогами. Ещё в бронзовом веке, в IV - II тысячелетиях до нашей эры на Северном Кавказе сложилась система отгонного скотоводства. Летом скот пасётся на высокогорных альпийских пастбищах, а осенью перегоняется обратно на равнины. Широкая долина реки Подкумок, связывающая плодородные предгорья и тучные пастбища Кисловодской котловины как раз и служила одним из таких удобных транспортных коридоров - здесь вовсю перегоняли скот даже XVIII - XIX веках!
Ну а потом в разных частях Евразийского континента стали появляться города, царства и даже целые империи.
В первые века нашей эры, почти два тысячелетия назад, на Евразийском континенте сложилась целостная система торговых путей, получившая название Великий Шелковый Путь. Она связала между собой цивилизации Восточной Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и вовлекла в единый процесс цивилизационного развития периферийные народы Запада и Севера. Собственно, с этого момента и можно говорить о становлении единой мировой цивилизации.
А как же Кавказ?
А Кавказ стал мостом между цивилизациями.
Именно через Кавказский перешеек проходили важнейшие транспортные коммуникации, связывающие воедино Восток и Запад, Север и Юг. И по ним перемещались племена и народы, купцы и миссионеры, шли товары, новые открытия, достижения и идеи.
Основная трасса Кавказского участка Великого Шелкового Пути шла через Дербентский проход по побережью Каспийского моря, а затем, по предгорьям Северного Кавказа на северо-запад к низовьям Дона, откуда начинался уже морской путь через Азовское и Чёрное моря в богатое Средиземноморье.
Восточное побережье Черного моря тоже было местом пересечения морских и сухопутных торговых путей. Эта благодатная земля было буквально усеяно богатыми торговыми городами, поселениями и факториями. Но чтобы туда добраться, нужно было преодолеть Кавказские горы.
В районе впадения реки Подкумок в реку Куму от основной магистрали торгового пути отходило ответвление, которое направлялось к Черному морю. Шло оно вверх по долине Подкумка.
На месте современного Пятигорска была ещё одна развилка. Тропа, уходившая направо, через через территорию современного микрорайона Белая Ромашка поднималась на невысокую перемычку между горами Машук и Бештау (в район Лермонтовских ворот было обнаружено поселение I тыс. н.э.). А затем, через современный поселок Иноземцево (где когда-то обнаружили участок древней мощенной дороги) и далее через нвнешний город Минеральные Воды снова возвращалась к основной трассе Великого Шелкового Пути.
Но нам туда не нужно, мы пойдем прямо. А прямо перед нами - горы. И как тут быть? Где найти доступный проход?
Вот тут-то и пригодились широкие и удобные скотопрогонныие тропы, ведущие на летние высокогорные пастбища.
Караванная тропа уходит в горы. Караван верблюдов устало плетется где-то сзади. Ущелье Подкумка, то более более широкое, то более узкое, радует глаз все новыми видами и ракурсами.
Но вот, горы расступаются, и мы оказываемся в солнечной Кисловодской котловине. Не знаю, как она называлась тысячу лет назад, но эта местность и в те далёкие времена была густо населена. Даже невооружённым глазом видно, что вершины многих холмов и отрогов искусственно уплощены. Когда-то на этих высотах располагались небольшие укрепления и дозорные сторожевые башни. Всего же археологи выявили в Котловине несколько сотен археологических памятников. Это разнообразные погребения, фортификационные сооружения, поселения и целые крепости. Люди жили здесь как минимум 6 тысячелетий!
Памятники древности нанесены на археологические карты и сейчас мы не только можем видеть как сменяли друг друга народы и археологические культуры, но и по взаимному расположению укреплений и селений способны выявить систему обороны и логистику, определить, где находились политические центры, как они обеспечивались всем необходимым и многое-многое другое.
А вот, прямо навиду, древние террасы- здесь занимались земледелием, а на тех пологих возвышенностях пасли скот.
Но все же, главным занятием местных жителей, по крайней мере в раннем средневековье (V-XIII века), была торговля. У заезжих купцов много чего можно было купить, а затем и выгодно перепродать своим же соплеменникам, живущим где-нибудь на отшибе. Да и удачно сбыть приезжим нехитрые продукты местного производства - тоже неплохое подспорье.
А ещё было бы неплохо и ограбить какой-нибудь богатый караван.
Смотрите, какие они богатые!
Сто верблюдов и на каждом тюки с шелками и парчей!
Но нельзя. Местный правитель не разрешает. Его бдительная стража внимательно наблюдает за дорогой. Ещё бы не наблюдать, ведь с каждого проезжающего купца он собирает богатую дань.
Возможность выгодного торгового обмена привлекала людей во все времена. Вот почему вдоль караванного пути возникали и не только селения, но и крупные укрепленные городища. На территории города Пятигорска это Провальское городище (на Юго-Восточной склоне Машука), Дубровка (на правом берегу Подкумка, на вершине одноименной возвышенности). В Кисловодской же котловине были были целые крепости - на Рим-горе (Боргусант) и на горе Уллудорбунла (Фуст).
Было бы невежливым пройти мимо и не посетить резиденцию местного правителя. Что мы скоро и сделаем.
Ну а караванная тропа тянется дальше. В истоках Подкумка она поднимается на перевал Кум-баши и серпантинами спускается в верховьях Кубани. Потом, по реке Зеленчук снова поднимается уже в Архызскую котловину, через перевал Пхия выходит в верховьях реки Лабы и затем, пройдя удобный Санчарский перевал усталые караванщики спускаются к долгожданному Черному морю.