Возвести самый высокий в мире небоскреб решил японский бизнесмен Мицусиба. Было это в середине 60-х годов, когда в СССР строилась Останкинская башня. Возможно, поэтому японцы и обратились в московский проектный институт им. Мезенцева. Главный конструктор института Николай Никитин и главный инженер Владимир Травуш возводили Останкинскую башню.
От замысла японских заказчиков действительно захватывало дух. Высота 4000 метров (даже сейчас самое высокое здание в мире лишь 828 метров). Число жителей, а это должен был быть жилой дом — около полумиллиона человек! Фактически город в городе. Никитин и Травуш загорелись идеей.
Представили японским заказчикам предварительный эскизный проект и расчеты. Башня конической формы, из четырех ярусов. Высота каждого яруса по одному километру. Основание башни в диаметре 800 метров.
Башню проектировали в расчете на повышенную сейсмическую активность и ураганные ветра. Фундамент предполагали заливать по технологии преднапряжённого железобетона (стальная арматура сначала натягивается, а потом заливается бетоном).
Никитин и Травуш продумали системы жизнеобеспечения в таком гигантском доме — водо- и электроснабжение, вентиляция канализация. Лифты должны были доставлять на верхние этажи огромное количество людей. Даже сейчас этот проект кажется выдумкой писателя-фантаста, но он мог стать реальностью, если бы...
Сначала советские руководители не дали разрешения на командировку Никитина в Японию. Все самое высокое, большое, передовое должно было быть в СССР. То, что советские конструкторы "работают на капиталистов" посчитали, видимо, не совсем правильным.
Потом японцы решили пересмотреть параметры проекта. Сначала высоту здания снизили до 2000 метров, а потом решили ограничиться 550 метрами. Заказчик — господин Мицусиба — был почтенного возраста и хотел своими глазами успеть увидеть реализацию проекта.
В результате проект башни на полмиллиона жителей так и остался проектом.
Подписывайтесь на "Осталось в проекте" — истории о нереализованных идеях и проектах.